В Крыму есть перешеек шириной в 17 км. Эта узкая полоса суши разделяет Азовское и Черное моря. Еще в советское время тут думали построить судоходный канал. Идея может показаться странной и бессмысленной, ведь совсем рядом проходит Керченский пролив. Зачем же понадобился его дублер и что новый канал даст России?
Почему Керченский пролив оказался проблемным
Возможно, этот факт вас удивит, но 1700 лет назад существовало 2 Керченских пролива. То, что сейчас считается Таманским полуостровом, было тогда островом. Правда, названия были другие, но сути это не меняет.
Свои коррективы внесли грязевые вулканы. Регион ими славится, благодаря чему один пролив заволокло. Взгляните, что представляет из себя эта территория сейчас:
Второй Керченский пролив прослеживается. Тем не менее тенденция такова, что область быстро заволакивают потоки грязи. Сейчас максимально глубокое место в проливе — на отметке в 18 метров.
Ищем выход, невзирая на сюрпризы природы
Если не вмешаться, второй пролив ждёт то же, что случилось с первым. По крайней мере, судоходным он быть перестанет. А это недопустимо. Керченский пролив нужно постоянно чистить и углублять.
Тут есть свои трудности. Дно в данном случае представляет собой массу сплошной пластичной грязи. Не спасёт даже углубление для прохода судов, поскольку оно недолговечно и вскоре покроется прежним слоем.
Выходит, чистить Керченский пролив не совсем целесообразно. Строительство же канала в Крыму — прекрасная альтернатива. Тем более что место весьма удачное: перешеек узкий и небольшой (1-2 метра высотой). Место отличается каменистым основанием, состоящим из уплотнившегося со временем песка (песчаника).
Ак-Монайский канал: за и против
Это, конечно, большой плюс. Можно пробить канал и не опасаться, что его снова стянет слоем грязи. К тому же ему не страшен шторм, характерный для Керченского пролива. Но главным результатом будет обходной путь.
К слову, впервые идея строительства канала возникла в XIX веке. Проект получил название в честь перешейка — Ак-Монайский.
В СССР, когда снова вспомнили о строительстве Ак-Монайского канала, дело казалось выигрышным. Можно было не только разгрузить существующий путь, но и обеспечить заказами множество заводов и научно-исследовательских институтов страны. Однако экономическая ситуация изменилась. Появились более важные задачи, а Керченский пролив вполне справлялся с потоком судов.
Интересный поворот. Неоднозначный вывод
Крымский политолог Владимир Джаралла считает, что до сих пор число судов, проходящих по Керченскому проливу, только снижалось. Кризис усилил тенденцию. И сейчас острой необходимости в Ак-Монайском канале нет.
Впрочем, проект куда интереснее, чем кажется на первый взгляд. У нового канала огромный потенциал. Он может стать частью гигантской транспортной артерии. Ведь Ростов-на-Дону, расположенный недалеко от Азовского моря, — порт, который связывает множество морей. Благодаря каналам, построенным еще в СССР, можно будет наладить мощные международные транспортные коридоры.
Можно перевозить грузы из Казахстана практически в любую точку мира. Можно также везти из Ирана, Туркмении и Азербайджана в Европу и обратно. Можно, к примеру, проложить своего рода «Великий Шелковый Путь» (связать Китай с Европой). В общем, российский международный транспортный коридор составит конкуренцию Суэцкому каналу.
Так что экономический эффект от строительства Ак-Монайского канала — вопрос спорный и подлежит обсуждению. Возможно, что скоро проект реализуют. Ведь в условиях перераспределения сил на планете развитие международного транспортного коридора станет весомым козырем. Согласны? Как считаете, нужен России Ак-Монайский канал?
Материал создан при поддержке 76m2
#строительство #канал #судоходство #пролив #россия #экономика #транспорт #путь #обход