Локальный туризм едва пережил локдауны, но сейчас на подъёме — несмотря на почти полное отсутствие иностранных туристов, наблюдается огромный рост внутреннего спроса. Отчасти он обеспечен если не безальтернативностью, то снижением конкуренции со стороны зарубежных направлений. Но представители сферы туризма отмечают, что россияне начали осваивать маршруты по родной стране задолго до 2020 года
Павел Постовой, генеральный директор ООО «Медвежий рай»
Основное для нашей компании направление — познавательный экотуризм на юге Камчатки. Озеро Курильское и сопредельные территории — это государственный заказник федерального значения «Южно-Камчатский» им. Т. И. Шпиленка. Совершенно официально — самое «многомедведное» место мира. В озеро заходит на нерест крупнейшее в Евразии стадо дикого лосося, полакомиться рыбой приходят до тысячи камчатских бурых медведей. Здесь расположены четыре потенциально действующих вулкана, один из которых извергался в 2017 году — можно организовать восхождения. Много фумарол, образующих термальные реки с их лечебными водами.
Основная масса туристов едет в наши края посмотреть на медвежью рыбалку, поэтому имеются понятные сезонные ограничения — с середины июля по конец сентября. Зимой тоже приезжают. Во-первых, обеспеченные экстремалы — нанять вертолет для Heli-Ski (катания на лыжах и сноуборде с диких склонов вулканов). Во-вторых, фотографы — заснять белоплечих орланов и других пернатых хищников Курильского озера. До пандемии среди туристов преобладали иностранцы. Из соотечественников приезжают преимущественно москвичи, но вообще россияне до сих пор не особо распробовали Камчатку — сказываются дорогие билеты и недостаток инфраструктуры. К палаткам и спальникам готовы не все. Импортный турист практически закончился в 2020 году, поэтому в тот год было совсем плохо — туристов почти не было, многие просто не сумели добраться из-за повсеместных ограничений. Кривая турпотока начала понемногу восстанавливаться только в 2021 году, причем прежде всего за счёт наших туристов. Тем не менее, в наши края очень дорого добираться — путешествие на вертолете на озеро Курильское может стоить вдвое дороже бюджетного перелета Москва-Камчатка-Москва. На этот год прогнозируем мощный рост, не сглазить бы. Пока в мире нет спокойствия, российский турист продолжит осваивать родную страну. Глядишь, и к нам доберётся. И распробует-таки — есть у меня туристы, которых принимали по 3-4 раза.
При этом количество игроков на туристическом рынке не только не сокращается, но растёт с каждым годом. Туризм на Камчатке начал активно развиваться только лет пять как — не случись пандемии и закрытия границ, шли бы вперёд семимильными шагами. Добавить бы ещё субсидирование авиабилетов для туристов, усилить бы поддержку отрасли… было у нас желание воспользоваться грантами, но всегда найдется какой-нибудь не позволяющий это пунктик.
_______________________________
Алексей Горбань, NRAITCATOUR.com
Занимаемся внутренним туризмом — два года подряд организуем туры полного цикла на лёд Байкала, разрабатываем туры на Алтай, Камчатку и так далее.
Впервые организовали поездку просто для друзей. Полная группа из 17 человек собралась за 2 дня, а после возвращения и публикации фотоотчётов — пришлось срочно собирать ещё одну. Сезон льда короткий, отправить всех желающих просто не успели. Вообще, байкальский лёд вокруг острова Ольхон притягивает туристов со всего света — до пандемии лишь 20% туристов были из России; нашим, скорее всего, больше хочется зимой в тёплые страны. И немаловажно, конечно, что на Байкале хороший сервис стоит дорого. Многие так и говорят: «Я за такие деньги в лето летал».
Сюда едут за уединением, прочувствовать силу и мощь Байкала. Здесь можно как бы ощутить детскую радость от увиденного, которую многие из нас растеряли с возрастом. Интересно, что некоторые приезжают к местным шаманам. Наш лучший продукт, конечно, «Тур на прозрачный лёд Байкала» — это 5 дней, продуманных досконально. От встречи в аэропорту до стартового пакета полезных вещей, от машин на воздушной подушке до интересных вечерних мероприятий. Кстати, все туры без алкоголя — это гарантирует, что наши гости точно увидят всю невероятную красоту наших мест.
В сезон льда можно увидеть сказочные гроты с сосульками, ледяные наплески «сокуи», знаменитые «трехмерные» метановые пузырьки в толще кристально прозрачного льда, ледяные узоры и нагромождения торосов. На труднодоступном севере озера есть множество совершенно неизвестных пока мест, которые ещё только предстоит открыть массовому туристу. Да и близ Байкала тоже хватает интересного. Например, Тажеранские степи — часть огромного нацпарка, куда невозможно добраться на обычных автомобилях. Впервые видевшие степи описывают свои ощущения как «попадание на Марс».
Наш бизнес, в принципе, стал возможным благодаря пандемии. Многие физически не могли выехать из страны, поэтому заинтересовались нашим предложением — поверили, что всё будет интересно сделано и организовано на высоком уровне. Так что любой кризис это не только проблемы, но и возможности. Если не произойдет ничего ещё более кардинального, следующий год будет ещё интереснее. В абсолютном выражении рынок сжался, но прежде всего — за счёт больших компаний, массово работавших на закрытых ныне направлениях.
Небольшие же игроки, напротив, наполняют внутренний рынок и нарабатывают новые локации. Интерес к Байкалу в дальнейшем будет только расти, количество операторов будет увеличиваться. Основные слабые места — недостаток инфраструктуры и проверенных подрядчиков на местах.
Уверен, что внутренний туризм ждёт расцвет. Но в этом должно быть заинтересовано и государство. Потому что, скажем, Байкал — один огромный нацпарк, всё жёстко контролирующий и запрещающий практически любую деятельность на территории. Они берут немалые деньги, но ничего не делают для улучшения инфраструктуры. Местные жители, которые рады бы строить зоны отдыха и прочие туристические объекты — могут только разводить руками. В итоге, например, на пути к Ольхону просто нет нормальных туалетов. Это неправильно.
_______________________________
Даниил Филинов, сёрф-лагерь Swell
Мы располагаемся во Владивостоке, на острове Русский. Я путешествовал, работал в Азии инструктором по сёрфингу — и понял, что хочу вернуться и обучать людей сёрфингу. Открыть школу. Приехал, купил костюмы, какие-то доски с собой привёз, какие-то докупил. Начинал с выездной школы — это когда набираешь людей в соцсетях «под прогноз»: «Через неделю будут волны, записывайтесь, уроки там-то». Интерес был, год я так проработал и решил найти локацию для стационарного лагеря. Выбрал мыс Ахлестышева — это самый юг острова Русский, здесь достаточная для новичков волна образуется очень часто. Со временем добавил прогулки на каяках и на SUP`ах — здесь несколько лет был большой SUP-бум, основные деньги именно это направление приносило.
В своё время была большая шумиха, когда наш — тогда ещё палаточный — лагерь хотели снести. Несмотря ни на отсутствие капитальных сооружений, ни на статус единственного сёрф-лагеря на всё Приморье. Заступился мэр, спасибо ему. Получили хороший пиар, о Swell многие узнали. Позже написал бизнес-план, стал резидентом Свободного Порта Владивосток, с помощью Минвостокразвития взял в аренду землю, реализую сейчас полноценный проект детской и взрослой школы сёрфинга. Кстати, считаюсь социальным предпринимателем — есть такой статус у ИП, даёт бонусы вроде сниженного налогообложения.
Мне государство вообще очень помогает. Постоянно сотрудничаю с администрацией Владивостока, с департаментом туризма, с «Мой Бизнес» — проект хорошо вписывается в концепцию развития острова Русский, поэтому поддержка оказывается ощутимая. Здорово, что на Дальнем Востоке действительно поддерживают малый бизнес — я знаю многих, кто скажет то же самое. Серьезно, кто ищет помощи — тот всегда найдёт.
Сейчас мы на самоокупаемости, живём не на субсидии и не на гранты. Развиваем инфраструктуру лагеря — есть большая терраса, раздевалки, душ и туалет, сушка для гидрокостюмов, солнечные панели для электричества. Баню построили, дом, глэмпинг для проживания гостей. Почти избавились от SUP-направления, это нам неинтересно. Сейчас территорию мыса Ахлестышева благоустраивают. Мы, как спортивный лагерь, очень этому рады — в проекте обустройства территории есть и прокат SUP, и точки общественного питания, и ещё глэмпинги. Велодорожки будут, что здорово повысит нашу доступность для всех желающих. Работаем пока сезонно, с мая по октябрь — но выводим на круглогодичную работу.
Из-за закрытия границ в период пандемии мы столкнулись с огромным ростом спроса. Думаю, в этом году тоже прирастём — хотя, замечу, мы вообще растём год к году. Когда бизнес существует какое-то время, ежегодный прирост клиентов абсолютно нормален. Людям нравится формат такого отдыха — без курения и алкоголя, с общением на живые темы, пением песен у костра, с самыми разными гостями, от крупных бизнесменов до студентов.
Артур Валеев, руководитель службы информации и продвижения Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева
Основанный в 1884 году, как «Музей Общества изучения Амурского края» — сегодня это музей федерального статуса, располагающий четырьмя площадками во Владивостоке и ещё пятью в других городах и селах Приморья.
Южное Приморье активно привлекает российских и зарубежных туристов — за несколько лет до пандемии улицы города были полны южнокорейскими, китайскими и японскими туристами. Многие жители Дальнего Востока специально планируют летние отпуска так, чтобы отдохнуть на наших пляжах, насладиться местной кухней и познакомиться с архитектурой и историей Владивостока. Собственно, излюбленное место для такого знакомства — как раз музей имени В. К. Арсеньева и совсем молодой, запущенный в 2019 году проект Музея-заповедника «Владивостокская крепость». Кроме того, мы создали экскурсионное бюро «Время Города», предлагающее очень популярные пешеходные и автобусные прогулки по городу с музейными гидами.
Мы — современный музей. Предлагаем удобные программы выходного дня, специальные мероприятия на объектах Владивостокской крепости — экскурсии, лекции, пленэры и мастер-классы. Организуем Детские Дни на форте Поспелова, музыкальные вечера классической музыки на живописной Новосильцевской батарее. К летнему сезону значительно расширили выбор экскурсий — например, атмосферные «Японский квартал» и «Лабиринты китайской Миллионки», основанную на интереснейшей истории любви к городу «Владивосток глазами Элеоноры Прей» или посвященную «нулевой» точке Транссибирской магистрали «Здесь начинается Россия».
В 2020 году регион почти полностью лишился иностранных туристов, музей переориентировался на внутренний рынок. Залы открылись сразу же, как это позволили коронавирусные ограничения. И знаете, в эти сложные времена люди начали приходить к нам. Думаю, они восприняли музей и Владивостокскую крепость как своего рода островки стабильности — ведь уроки былых потрясений прежде всего показывают, что прошлым поколениям удавалось с ними справиться.
#внутренний туризм
#сибирь
#дальний восток
#музеи
#серфинг
#travel
#путешествия
#байкал
#камчатка