Найти тему
Noname Nomatter

Домашние обязанности мужчин в эпоху династии Чосон

Оглавление

Мужчины, на протяжении династии Чосон (1392-1910) играли активную роль в управлении домашними делами. Обычный дом янбана (представителя правящего класса) состоял из 50-100 членов, включая слуг. Необходимо было решать широкий круг задач внутри каждого домовладения, начиная от хранения еды и производства товаров первой необходимости, заканчивая обеспечением образования детей, лечением больных и выполнением религиозных обрядов. Во время династии Чосон каждое домовладение функционировало как самодостаточное общество.

http://www.koreanheritage.kr/feature/view.jsp?articleNo=193
http://www.koreanheritage.kr/feature/view.jsp?articleNo=193

История смешанных гендерных ролей

Конфуцианское общество эпохи Чосона лелеяло представление о том, что стабильность в доме приводит к стабильности и миру для всей нации. Сфера внутрисемейная была поставлена в приоритет, которому служили социальные активности.

Домашние обязанности были разделены на две категории, называемые «внутренними» и «внешними» задачами. Внутренние задачи, вроде приготовления еды и шитья одежды, ложились на плечи женской части семейного круга, тогда как мужчины были ответственны за внешние задачи, включая заработок денег, преумножение благосостояния семьи и управление слугами. Кроме того, мужчины активно участвовали и во внутрисемейных делах, через воспитание детей и управление двором.

Женщины должны были посвящать всё своё время и усилия внутренним задачам, так как их занятия были критически важны для существования всего домовладения. Например, ткачество было не только необходимо для обеспечения семьи одеждой, ткань использовалась, в том числе, в качестве денег и ею оплачивалась часть налогов. А внутренние задачи, кажущиеся простыми, вроде готовки риса, были длительным процессом, включавшим переборку риса и поддержание огня. Кроме всего этого, был и широкий круг обязанностей, связанных с беременностью и рождением детей. У женщин попросту не оставалось времени на обеспечение внешних задач.

Не смотря на то, что обязанности обычно распределялись на женские и мужские, гендерные роли могли быть довольно гибкими в эпоху династии Чосон. В XVI веке поэтэсса Сон ДокБон написала полезный пример. Когда её муж был далеко, находясь на правительственной службе или жил в изгнании, она брала на себя как внешние, так и внутренние задачи по содержанию дома. И это работало в обе стороны, в XVIII веке учёный Пак ДжиВон взял на себя все обязанности после смерти его жены, включая воспитание детей и готовку еды.

http://www.koreanheritage.kr/feature/view.jsp?articleNo=193
http://www.koreanheritage.kr/feature/view.jsp?articleNo=193

Секретно, но ещё участвую

В поздний период династии Чосон происхождение человека стало главным фактором, определяющим возможность занять официальный пост в правительстве. Даже янбаны (представители правящего класса) без достаточно хорошей родословной имели низкие шансы попасть в правительство, что привело к сокращению числа дворян в обществе. Без необходимости нести службу в правительстве, они находили себя в посвящении свободного времени занятиям наукой. Конечно, многие из них просто-напросто тратили своё время, не особенно заботясь об обеспечении своей семьи. Они не могли заниматься каким-либо оплачиваемым трудом, так как, в таком случае, теряли статус дворянина. Работа с целью заработка обозначала и необходимость уплаты налогов, как сотрудника.

В дополнение, в это время идеи, пришедшие из Нео-Конфуцианства глубоко пустили корни в общество Чосона. Разделение мужчин и женщин соответственно укреплялось и взгляд общества на участие мужчин в домашних обязанностях стал меняться. Участие в домашних делах стало восприниматься всё более недостойным и даже постыдным для мужчин. И, конечно, как только они начали поворачиваться спиной к домашним заботам, женщинам пришлось взваливать на себя всё больше обязанностей. Теперь женщин так же заставляли брать на себя ответственность и за внешние задачи по управлению домом. К длинному списку внутренних дел добавилась обязанность приносить доход.

Конечно, мужчины не были абсолютно освобождены от домашних обязанностей во время позднего периода династии Чосон. Было бы невозможно содержать от 50 до 100 человек без участия в бюджете семьи мужского дохода. Просто участие мужчины в домашних делах перестало быть чем-то заслуживающим уважения и, как правило, хранилось в секрете. Это стало похоже на ситуацию, с которой столкнулись женщины во время эпохи Чосон, когда их творческая активность не воспринималась обществом и им приходилось прятать свои литературные работы или публиковать их анонимно.

http://www.koreanheritage.kr/feature/view.jsp?articleNo=193
http://www.koreanheritage.kr/feature/view.jsp?articleNo=193
http://www.koreanheritage.kr/feature/view.jsp?articleNo=193
http://www.koreanheritage.kr/feature/view.jsp?articleNo=193

Гендерное деление современных патриархов

Естественно, возникает вопрос — когда корейское общество получило современное патриархальное представление на гендерные роли и нарисовало чёткую разделяющую линию между мужчиной и женщиной. Сегодняшние строгие патриархальные гендерные роли берут начало в корейском обществе относительно недавно, в основном, в эпоху оккупации японским правительством и в последующем периоде индустриализации.

Под управлением оккупировавшей Корею Японией, с 1910 по 1945 года, больший упор был сделан на деятельность вне семьи. Общество всё чаще стало восприниматься как две несвязанные сферы — частная и публичная — и домашний быт стал немедленно восприниматься как частная жизнь. Гибкость гендерных ролей, которая наблюдалась с разной степенью, во времена династии Чосон, полностью исчезла, а на её место пришли чёткие бинарные представления о том, что женщина и мужчина должны делать в обществе. Этот новый порядок для гендерных ролей требовал от мужчин полностью посвящать себя заботам о доходах, в то время как женщина должна была оставаться дома и брать на себя обязанности по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей.

Процесс индустриализации, начавшийся в 1970 году, только закрепил это разделение между частной и публичной сферами, продвигая разделение труда на мужской и женский. Женщины, в это время, становятся единственным источником тепла и любви внутри семьи. На этом фоне, в обществе начало расти восприятие мужчин как добытчиков и производителей, а женщин — как потребителей. Домашняя сфера стала восприниматься как просто место для потребления и отдыха, не связанная с каким-либо трудом.

Участие женщин в социальной жизни стало нормой для современного общества. Важно поддерживать возможность как мужчин, так и женщин в равной степени участвовать в социальной и экономической жизни корейского общества. В равной степени необходимо как вовлечение женщин в социальные и экономические сферы, так и ответственность мужчин за нахождение баланса между рабочими и домашними обязанностями. Для этого им не требуется искать примеры — достаточно обратиться к опыту их чосонских предков, чтобы научиться тому, как выполнять домашние хлопоты, неся, при этом, службу на правительственных должностях.

Текст Джон ЧанКвона, Департамент культуры и развития Корейского Университета

Иллюстрации Ю ХванЮн

Ссылка на оригинал: http://www.koreanheritage.kr/feature/view.jsp?articleNo=193