Найти в Дзене

Что делать, если ребёнок читает справа налево

Оглавление

Такое может быть, когда ребёнок только учится читать. Потому что читать справа налево тексты точно не получится. Это будет не чтение, а просто называние определённых звуков, которые отмечены определёнными буквами. Что делать и почему так происходит?

На каком этапе появляется

Мы говорим про детей, у которых нет нарушений речи и высших психических функций. Когда ребёнок уже познакомился с буквами и знает звуки, он может не понимать сам механизм чтения:

  • Мне читать слева направо или справа налево
  • Может, сверху вниз или снизу вверх

Это может быть связано с процессами зрительного анализа, синтеза, когда мы пространство разделяем и смотрим на него в 3D-формате. Пространственное представление ребёнка не сформировано:

  • Он не знает, где право и лево
    Больше, меньше
  • Сомневается, когда сравнивает длину
  • Не может определить положение предмета: он спереди, позади или сбоку

Это один из показателей неготовности ребёнка к чтению.

Как обследовать пространственное представление

Если оно не сформировано, но ребёнок не отстаёт от нормы развития, предложите ему выполнить задание:

— Напишите неправильно букву, например зеркально, и попросите ребёнка сравнить с оригиналом.

Если ребёнок видит ошибку, нужно поработать над этим материалом. Если ребёнок ошибки не видит, даже с наводящими вопросами, нужно обратиться к специалисту.

Объясните ребёнку принцип

Когда представление сформировано, нужно рассказать ученику о правилах чтения:

  • Мы читаем слева направо
  • Сверху вниз

Этих двух принципов мы придерживаемся всегда. Чтобы они быстрее запомнились и стали автоматическими, предложите ребёнку найти слово из трёх букв в строке. Педагогу нужно контролировать процесс:

— Посмотри на первую строку, прочитай слова слева направо и скажи, есть ли здесь такое слово. Отлично! Теперь перемещаемся ниже и делаем то же самое.

Вы можете заниматься поиском предметов, например, найти фрукты, расположенные по рядам, и просить ребёнка обвести все яблоки в первом ряду, затем во втором и так далее.

Главное придерживаться направления «слева направо и сверху вниз» и проговаривать это вслух.

С чего мы начинаем

С ориентировки в собственном теле. Ребёнку нужно запомнить, где правая и левая рука. После мы переходим к ориентировке в пространстве, например, ставим посередине стола любой предмет и просим ребёнка определить, как он расположен. Сначала объясняем:

— Если предмет ближе к правой руке, он правее. Если к левой — левее.

Когда ребёнок понял принцип, переходим на пространство комнаты. Просим ребёнка определить, как относительно него расположено окно, входная дверь, стол.

Затем мы усложняем задание и вводим два предмета, как один из них расположен по отношению к другому:

— Тетрадка расположена правее карандаша

— Кот сидит под столом

— Я сижу за столом

После этого мы переходим к ориентировке на листе. Одна из наших учениц предложила следующий способ: когда мы читаем, можно включить воображение: правую сторону назвать «принцессой», а левую — «львом». Получается, лев гонится за принцессой, мы читаем слева направо. Лев — лево, принцесса — право. Кстати, таких лайфхаков много в нашем закрытом чате для учениц.

-2

Еще больше интересных приёмов для обучения детей чтению вы узнаете на бесплатном онлайн мастер-классе «ПриклюЧТЕНИЕ» для младших школьников: как читать быстро и без ошибок, легко запоминать и пересказывать по игровой системе».

Будьте креативными, смелыми и станьте для детей волшебницей, открывающей мир фантазий.

С любовью и заботой — Юлия Пчелинцева, эксперт по чтению онлайн-школы «Мама Знайка» 💜