Найти тему
Журнал Автограф

Только апокалипсис может заставить…

В начале лета в «Сибирской медиагруппе» кипели страсти: обсуждали реконструкцию путепровода на Новом рынке в рамках дискуссионного клуба «Точка зрения». Казалось бы, объект закрыли во благо, поэтому горожане должны набраться терпения ради светлого будущего. Но все фантазии об этом померкли на фоне «темного» настоящего: реконструкция вскрыла застарелые раны дорожно-транспортной сферы города. Почему они до сих пор не «зажили» – свою точку зрения высказали представители городских властей, эксперты и просто жители Барнаула.

Текст: Евгения Скаредова. Фото: Виталий Барабаш.
Текст: Евгения Скаредова. Фото: Виталий Барабаш.

Причина первая. Кто не успел — тот опоздал

Только апокалипсис может заставить автолюбителей пересесть на общественный транспорт, уверены многие барнаульские автовладельцы. Претензии стандартные: низкое качество подвижного состава и обслуживания. Автобусы старые, летом в них душно, водители курят за рулем, кондукторы не отличаются доброжелательностью.

Тем не менее, именно на общественный транспорт сделали ставку власти города. Пропускная способность большого автобуса достигает 100 тыс. человек, в то время как среднестатистическая машина может увезти не больше пяти.

Вместе с тем, о комфорте пассажиров, как предположили некоторые участники, никто и не подумал. Вдобавок в часы пик автобусы и маршрутки не выдерживают пассажиропоток. По словам депутата АКЗС Людмилы Сусловой, с семи до девяти часов утра они забиты людьми. Из-за этого пересадка на общественный транспорт не сработала. Часть автолюбителей хотела бы сменить кресло авто на сиденье в автобусе, но не может физически.

— Транспорт настолько переполнен, что водители проезжают мимо остановок. И поэтому у населения возникают вопросы: что случилось с общественным транспортом, уменьшился ли автопарк, – пояснила спикер.

Председатель комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Барнаула Иван Гармат заверил: власти города в курсе проблем с общественным транспортом и стараются найти пути решения каждой из них. Но мгновенно улучшить качество общественного транспорта невозможно.

— От лица администрации я хочу попросить жителей отнестись к ситуации с пониманием. Действительно, появились определенные ограничения, которые приводят к изменению каких-то привычных процессов. Но это нужно воспринимать, как данность, которая приведет к увеличению уровня комфорта и безопасности, – отметил эксперт.

Он добавил, что сегодня мэрия совместно с перевозчиками прорабатывает различные возможности увеличения числа единиц подвижного состава.

-2

Причина вторая. «Голодные» перевозчики

Гармат добавил: не на все процессы в силах повлиять. В частности, на нехватку водителей. У властей попросту нет инструментов влияния на перевозчиков.

Он подчеркнул: каждое лето пассажиропоток снижается, а вместе с ним уменьшается выручка предприятий. Не секрет, что часть водителей на этот период отправляется на заработки в другие компании, чтобы подзаработать. О том, что устоявшийся порядок в этом году будет нарушен, скорее всего, никто не ожидал.

Тем временем, телеканалу «Толк» стало известно, что перевозчики могли бы выпустить порядка 20 автобусов. Но за их «баранки» банально некому сесть.

Причина третья. Платные парковки, как безрадостная перспектива

Директор Барнаульского ДСУ-4 (подрядчик, занимающийся реконструкцией моста на Новом рынке – прим. ред.) Николай Данилин уверен: после пересадки на общественный транспорт нужно сделать второй шаг – ввести платные парковки в центре города и увеличить число пешеходных улиц.

— Большинство машин в центре Барнаула целый день простаивает на парковках. Их владельцы пользуются авто, для того чтобы приехать утром и уехать вечером. Но горожане могут ездить и на общественном транспорте. Тем более сейчас, когда скорость передвижения автобусов за счет выделенок значительно возросла. Так мы разгрузим центр, а освободившимися парковочными местами смогут воспользоваться те, кому по роду занятий приходится постоянно ездить по городу, – поделился мнением Данилин.

При этом спикер согласен, что пока комфорт автобусов и трамваев «хромает». Но проблема, хоть и не «по щелчку пальцев», но все же решаема, особенно на фоне готовности городских властей поддержать перевозчиков, в том числе частных.

Дискуссионный клуб «Точка зрения» – новый формат общения журналистов, чиновников и экспертов. Его проведение инициировала «Сибирская медиагруппа». В фокусе первого заседания оказался один из самых резонансных строительных объектов Барнаула – «ленинский» путепровод на Новом рынке. Закрытие объекта на долгосрочный ремонт взбудоражило общественность и открыло множество застарелых проблем, решение которых может стать точкой роста для развития краевой столицы.
Дискуссионный клуб «Точка зрения» – новый формат общения журналистов, чиновников и экспертов. Его проведение инициировала «Сибирская медиагруппа». В фокусе первого заседания оказался один из самых резонансных строительных объектов Барнаула – «ленинский» путепровод на Новом рынке. Закрытие объекта на долгосрочный ремонт взбудоражило общественность и открыло множество застарелых проблем, решение которых может стать точкой роста для развития краевой столицы.

Причина четвертая. Миграция не за горами

— В Москве сделали платные парковки, но их до сих пор расширяют. То же самое наверняка ждет и нас. Люди вряд ли будут готовы отказаться от комфорта личных автомобилей. К тому же наш регион не настолько богатый, поэтому многие отнесутся к инициативе негативно. Часть, может быть, и пересядет в автобусы, но остальные будут просто платить, – добавил долю скепсиса автоблогер Александр Михельсон.

Михельсон признался, что сейчас проблема пробок его не беспокоит – эксперт сменил место жительства и теперь ездит в центр города со стороны Нового моста. Он предположил, что в случае транспортного коллапса в Барнауле такой способ решения проблемы вполне может стать новой тенденцией. Из-за пробок барнаульцы начнут менять не только место проживания, но и работу.

Причина пятая. «Палки» в колеса

Многие автолюбители готовы пересесть на велосипеды, но в Барнауле для этого еще не создано хороших условий, уверена одна из основателей сообщества «ВелоБарнаул» Алена Зайковская.

Во-первых, во многих барнаульских компаниях банально нет бытовых условий для велосипедистов – нет мест, где можно «с дороги» принять душ и переодеться. Проблему, как правило, недооценивают, но она является едва ли ни первой в списке аргументов против двухколесного транспорта.

Во-вторых, на дорогах Барнаула уверенно себя могут чувствовать только бывалые велосипедисты. Новички вынуждены передвигаться по более безопасным маршрутам. Из-за недостатка велодорожек это чаще всего тротуары, где «под колесо» может попасть люк, пешеход или мама с коляской.

-4

Велодорожки тоже есть, но с ними не все так просто.

— Вы видели дорожки на Павловском тракте? Вписаться в знаки, которые там установлены, очень легко, провалиться колесом в решетку слива – еще проще. А на Змеиногорском тракте велосипедист запросто может въехать в открытые ворота или припаркованную машину, – отметила в ходе дискуссии Алена Зайковская.

Спикер добавила: сама идея, чтобы вдоль оживленных трасс появились велосипедные дорожки, хорошая, но реализация весьма «странная». Так, дорожку на Павловском тракте в одном месте перегораживает лестница к магазину, в другом – лавочка.

Вот и пандус-лестницы для пешеходной связи у моста на Новом рынке тоже «не доделали», заметили другие участники дискуссии. По ней сложно закатить современные велосипеды и коляски. Одни не вписываются рулем, другие – колесами.

Причина шестая. Губительные для бизнеса выделенки

Выделенки не только уплотнили общий поток машин. Они «съели» часть парковочных мест на своем пути. Это печалит на только автовладельцев, но и представителей среднего и малого бизнеса. Например, из-за выделенки на проспекте Ленина может серьезно пострадать кофейня «Йель».

Несмотря на карман, парковаться около заведения нельзя. Из-за этого люди стали заезжать во дворы жилых домов. Жильцы возмущены и грозят отгородиться от «левых» машин шлагбаумами.

— Кроме того, выделенки мешают разгружать товар согласно нормам Санпина. В совокупности с неудобствами для клиентов, это плохо влияет на выручку заведения. Она уже значительно упала. Мы можем просто потерять свой бизнес, – рассказали владельцы кафе Евгений и Татьяна Эйдемиллеры.

В ходе дискуссии предприниматели обратились к присутствовавшему на заседании врио начальника отделения дорожной инспекции ГИБДД Барнаула Константину Лобкову с просьбой поддержать малый и средний бизнес и решить вопрос с «губительной» разметкой.

— Кстати, ни один норматив не запрещает парковочные карманы там, где есть выделенные полосы для общественного транспорта, — уточнил секретарь общественного совета при Минтрансе Новосибирской области Михаил Мезенцев.

Представитель ведомства в свою очередь напомнил бизнесменам, что грузовые транспортные средства могут заезжать на выделенную полосу с ближайшего перекрестка. Но только для разгрузки и при условии, что у водителя есть соответствующие документы: путевой лист или счет-фактура.

-5

В качестве эпилога

В рамках «Точки зрения» Николай Данилин рассказал об истинном состоянии путепровода, закрытого на реконструкцию. Он подчеркнул: жители Барнаула недооценивают его аварийность.

— Мы опасаемся, что при демонтаже мост начнет складываться. Сейчас рабочие ходят по нему пешком. И когда мы увидели, какие разрушения скрываются внутри, была даже мысль частично ограничить их передвижение, – рассказал директор Барнаульского ДСУ-4 в ходе заседания.

Он отметил, что в ходе демонтажа строений выяснилось, что мост в крайне плачевном состоянии, и последствия дальнейшей эксплуатации сейчас сложно себе даже представить.

— До сих пор можно услышать вопросы о том, действительно ли путепровод был аварийным. Но вы просто не понимаете, в каком он сейчас состоянии. Мы должны радоваться тому, что появилась возможность построить новый, – обратился Данилин к присутствующим.

Под занавес обсуждения большинство участников дискуссионного клуба все же признало, что реконструкция – неизбежное зло, с которым нужно просто смириться. Однако это не исключает более оперативного решения вскрывшихся в связи с этим серьезных проблем в дорожной и транспортной сферах. И для этого ответственным лицам нужно мобилизовать все свои силы.