Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня расскажу вам об одной текущей работе. Конечно же, с клиентского разрешения. Приглашаю к обсуждению большой, распространённой проблемы. Излагать буду в тезисах. Приступаем...
1.
Работаем с запросом «прокрастинация» и, к удивлению клиента, выходим на следующий, обязательный в персональном случае алгоритм: фигуру властного родителя (в лице учителей, наставников и начальников данного человека) и саботирующего власть, мятежного внутреннего ребёнка, который с одной стороны нуждается в руководстве, с другой — всячески его саботирует, рождая прокрастинацию.
Напомню определение...
Английское слово procrastination переводится, как «задержка», в его основе латинский корень cras, что означает «завтра». Если говорить простыми словами, прокрастинация — это склонность откладывать важные дела «на завтра», отвлекаясь на постороннее.
2.
Проявляем найденные фигуры в технике «двух стульев», на первый сажаем внутреннего родителя, на второй — внутреннего ребёнка.
3.
Помимо конфликта между фигурами обнаруживаем следующее:
— фигура внутреннего родителя (первоначально мама и отец моего клиента) не питает к внутреннему ребёнку живого интереса, безусловного принятия и любви;
— отношение внутреннего родителя к внутреннему ребёнку (по аналогии с детством конкретного человека) зиждется на программе жёстких требований, исполнение которых подкрепляется одобрением, в этом случае ребёнок ощущает себя «хорошим»; вне исполнения требований «сверху» ребёнок чувствует ненужность, обязательную, вечную «плохость»;
— «плохость» внутреннего ребёнка — постоянная внутренняя величина; он как будто нехорош априори, его присутствие в жизни вне полезности «руководству» в общем никем не признано;
— саботаж внутреннего ребёнка — выражение его отрицания неудовлетворительному положению дел в его психологическом мире.
Представляя себе детскую картину клиента, мне невольно вспомнился несчастный Оливер Твист из романа Диккенса, экранизированного Полански. Я немного сгущаю краски, но думаю, по сути права: в семье клиента мало душевных связей и много формализированного общения, в котором старшая сторона узурпирует, а младшая — подчиняется, отсутствует, не живёт.
4.
Создаём новую фигуру внутреннего родителя, с опорой на роман Диккенса — заинтересованного в живом начале покинутого ребёнка — тёплого, ответственного, здорового — прототип нового родителя Оливера — мистера Бранлоу, усыновившего мальчика.
Сделать это (создать недостающую часть) можно с помощью приведённой мной техники. Я оставлю...
Психологическое упражнение на коррекцию поведения в проблемных ситуациях.
5.
Обращаемся к внутреннему ребёнку из роли нового родителя с обещанием ответственного участия и заботливой поддержки в дальнейшем. Уверяем внутреннего ребёнка в нашем уважительном отношении. Выражаем ценностное принятие. Даём ответное слово.
6.
Внутренний ребёнок счастлив новому отношению, не боится новую власть и не чувствует нужды её саботировать. Напротив, доверяя новому наставнику и ценя заботу опекуна, отвечает воодушевлением, желанием двигаться, развиваться.
7.
Полезное задание на дом.
— Написать из роли нового внутреннего родителя новое программное обращение к душевному, внутреннему ребёнку с поддержкой и напутствием в лучшее.
— Зачитывать данный список, как новую жизненную программу — каждое утро, каждый вечер и каждый день, в течение, как минимум, месяца.
— Принять своё новое назначение на роль счастливого, проявленного ребёнка — проявленной, счастливой души, о которой заботятся, которую уважают. Начинать свой день, как если бы это было/есть/и будет теперь всегда. Оставлю практику...
Полезная психологическая методика "Как если бы..."
— Разрешить себе новую, счастливую жизнь в регулярных упражнениях с зеркалом. К примеру, по этой практике. Оставлю её для вас...
Три коротких, эффективных практики по работе с самооценкой.
Прошла неделя и клиент констатирует ощутимые изменения. Он чувствует себя гораздо более гармонично, прокрастинации практически нет. А знаете, почему? В процессе игровой работы на сессии мы примирили конфликтующие части клиента: поддержанному внутреннему ребёнку нет нужды сопротивляться новому заботливому родителю. Вот и вся нехитрая формула!
Дорогие читатели, если вы находитесь в проблемных жизненных ситуациях, добро пожаловать к оздоравливающей встрече с психологом! Любая жизненная задача поддаётся решению! Вместе мы отыщем самый оптимальный ответ! С уважением, психолог Алёна Блищенко!
Работа впервые размешена на сайте «Психологи В 17»: https://www.b17.ru/article/376028/