Найти тему

Бога нет? Или Бог есть? Вольные рассуждения об основах мироздания

Оглавление

Многие верующие люди считают, что Бог - это некий “дедушка с бородой”, который сидит где-то на “небе” и вершит человеческие судьбы. Многие атеисты считают, что никакого дедушки с бородой на небе не существует. Кое-кто думает, что Творец, безусловно, есть, и приписывают ему кучу свойств и качеств, от которых тошнит. Попробуем разобраться в этом сложном и запутанном деле.

Бога нет или Бог есть?

Людям очень хочется, чтобы реальность соответствовала их ожиданиям, во что бы то ни стало. Ответ на вопрос “как всё устроено на самом деле?” никого на самом деле не интересует. Для нас важнее наша собственная позиция и мы в споре всегда будем отстаивать именно её, до хрипоты, до драки. Даже если нам представят убедительнейшие доказательства того, что мы не правы, мы все равно предпочтём остаться при своём мнении. Возможно в итоге мы свое мнение и поменяем, но это будет потом, и поменяем мы его не потому, что нас кто-то переубедил, но потому что новая позиция покажется нам несколько более удобной, нежели теперешняя.

Поэтому, поднимая тему Господа Бога я не надеюсь никого переубедить. Если вы со мной не согласны, это ваше личное дело, я вам ничего не навязываю. Впрочем, готов с интересом послушать ваше мнение. Пишите в комментариях.

Лично я убежден, что Бог есть.

Однако, я далёк от антропоморфизма. Конечно, Бог — это не бородатый старичок. На мой взгляд, подобное упрощение просто недостойно верующего. Богу-то ведь всё равно, что мы о нём думаем. Наше представление имеет значение только для нас же самих, и если мы готовы удовлетвориться подобного уровня примитивом, то это говорит о нашем стиле мировосприятия более, нежели о реальной природе Творца.

В Бога верят все

Верим мы в Бога или нет в конечном счёте не так уж важно. Ещё раз хочу заметить, что мы говорим лишь о том смысле, который каждый из нас вкладывает в это слово, “Бог”. Ибо данное понятие является одной из основополагающих основ нашего мировоззрения. Очевидно ведь, что сформировалось оно не на пустом месте, и нелепо сводить его к некоему анахронизму, который может быть просто изжит и забыт.

Покуда это понятие существует в нашем языке, в нашей картине мира, ему что-то обязательно должно соответствовать и в самой реальности. Пусть даже это “что-то” абстрактно, невыразимо, неописуемо, непостижимо. Но оно есть, это факт. Значит, и Бог есть. Даже если Он не соответствует нашим ожиданиям и предположениям, нашему уровню понимания.

Отрицая Бога мы по сути Его утверждаем. Мы отрицаем всего лишь устоявшийся образ, но ведь это образ именно Бога. Согласитесь, невозможно отрицать нечто, для чего не существует даже слова. Для того, чтобы чего-то не было, его не должно быть вовсе. Того, чего нет в нашем мире, мы не можем ни назвать, ни даже помыслить.

Зато всё, для чего в нашем языке имеются слова, — существует. Мы можем спорить о свойствах и качествах, о нашем отношении, о неких вторичных аспектах данного явления, но отрицать его смешно и бессмысленно.

В этом отношении хочется напомнить один старый анекдот из эпохи совдепа:

На уроке атеизма учительница говорит детям:
— Ребята, сейчас мы все вместе хором скажем “Бога нет” и покажем в небо фигу.
Все ребята послушно исполняют, один Фимочка сидит как ни в чём не бывало.
— Фимочка, — удивляется учительница, — а ты что же?
— Понимаете, Роза Филипповна, — говорит Фимочка, — если Бога-таки нет, то к чему весь этот цирк, но если Он-таки есть, то зачем же портить отношения?

Перекладывание ответственности

Атеизм, т.е. отрицание объективного существования Бога, часто возникает именно как активное неприятие образа “старичка с бородой”. Людям проще считать, что никакого бога нет вообще, нежели верить в этот странный и глупый стереотип. Здравый смысл противится эдакому примитивизму.

Впрочем корни атеизма проросли гораздо глубже. Виной всему материалистическое мировоззрение, которое прочно утвердилось в среде планетарного человечества в последние 200-300 лет. На мой взгляд, материализм в конечном счёте связан со страхом человека перед неизведанным, и это также, безусловно, упрощение. А начинается оно с попытки обосновать и утвердить некую объективную самодостаточность реальности.

Утверждая, что за пределами материи ничего нет и не может быть, материалисты таким образом просто себя успокаивают. Это страусиная позиция — она снимает с них ответственность за состояние а) их собственного внутреннего мира и б) за всё, что их окружает. Они как бы перекладывают всю ответственность на “объективные законы природы” и превращаются в безучастных и независимых наблюдателей от которых в целом ничего не зависит.

Между прочим некоторые верующие тоже грешат подобными тенденциями. Только они перекладывают всю ответственность за происходящее на Господа Бога. Именно таким простоверам и нужен дедушка с бородой. Им удобно полагать, что вся власть над миром принадлежит какому-то мифическому персонажу, который по произволу может вмешиваться в личную жизнь каждого человека.

Всё это, конечно, предрассудки.

Первым шагом к познанию и постижению Бога является принятие на себя всей полноты ответственности за себя самого, за все свои проявления. Неким подспорьем тут служат разного рода “заповеди”, устанавливающие границы, за которые лучше не выходить (не убий, не укради и т.д.). Всё это условности, но на начальном этапе становления личности они играют роль эффективных предохранителей, и учат нас принимать ответственность за свои действия.

Как постичь Бога

Люди духовно подготовленные не склонны к упрощениям. Они понимают, что Бог есть некая безличная сила, которая лежит в основании бытия как такового. Постижение этой силы — это трудный и длительный процесс, в основе которого лежит практика интуитивного сосредоточения на поиске Изначального Единства.

Можно сказать, что путь Богу есть непрестанное преодоление дуализма. На этом пути есть несколько ключевых этапов, через которые так или иначе проходят все ищущие.

Прежде всего, это ответ на так называемый “основной вопрос философии” - что первично: сознание или материя? Тут требуется понять, что и сознание, и материя своим источником имеют Изначальное Единство, они суть различные аспекты этого Единства. Существует иерархия мироздания содержащий ряд уровней проявленности бытия, в самом “низу” которой находится плотаная материя. Сознание и материя взаимодополняют друг друга в бесконечном круговороте, как курица и яйцо.

Более сложной является проблема добра и зла. Действительно, если Бога мы полагаем источником всякого “блага”, откуда же берётся “зло”? Многие искатели попали в сети данной, в целом, несложной проблемы. На этой почве коренятся и множатся гностические учения и секты. Берутся выдумывать всяческих демиургов, которые якобы противостоят Единому. Доходят до того, что Самого Творца выставляют как “злого бога” и принимаются поклоняться противоположному Ему “другому”, “хорошему”. Данный конфликт разрешается через понимание того, что добро и зло суть понятия относительные. Они существуют лишь в нашем оценочном воображении. В реальности же все уравновешивается законом свободной воли с одной стороны, и законом причин и следствий (кармы) с другой. Тьмы без света не существует. Тьма - это просто тень. Уберите тело, отбрасывающее тень, и останется один только свет.

Одной из наиболее сложных проблем является преодоление дуализма внутреннего и внешнего. Нам представляется, что Бог есть творческая сила, которая воздействует на нас из-вне. Как если бы между моей личностью и Богом существует непреодолимая преграда. Он — мой Творец, а я — Его тварь. Всё подвластно Его воле, в том числе и моё индивидуальное бытие. Решением этой задачи служит идея Троицы, в свете которой Бог имеет три единосущных, но неслиянных ипостаси. Единый проявляется тут одновременно и как Творец, и как творение, и как безусловная и нерасторжимая связь между ними. По сути никакой дистанции между индивидуальной личностью и Богом не существует: Он есть Я, а Я есть Он. Я создан Им, в Нём, из Него и в основе своей мы едины. Моё Высшее Я, вокруг которого формируется вся моя личность есть Логос, искра Абсолюта. т. е. Он Сам.

Всё это, безусловно, весьма схематично. Ибо постижение Бога есть процесс углублённого внутреннего созерцания самой основы собственного бытия. Это процесс длинною в бесконечность, он не ограничен коротким периодом пребывания в плотном теле. Для Бога смерти нет — ибо Он и есть Жизнь.

Господь Бог и Высшие силы

Бог — это источник всего. В том числе, Он есть источник Высших сил. Что же такое Высшие силы?

Мироздание представляет собой иерархию. Тут “общие” целостные системы состоят из “частных” целостных систем, и при этом все они устроены согласно единого общего плана, происходят из Единого Источника и связаны законом подобия.

Все уровни мироздания населены соответствующими этим уровням сущностями. Это ангелы, архангелы, водители планет и звезд, силы, престолы, господства, херувимы и серафимы и прочие бесплотные духи. Подобно нам, они суть такие же живые существа, наделённые свободной волей и индивидуальным сознанием.

Господь Бог, как сказано в Писании «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит». Поэтому-то и не имеет смысла все валить на Бога и говорить: “его Господь наказал”. Или, “ну, как Господу будет угодно”. Или “на всё воля Божия”. Господь Бог тут ни причем.

А вот Высшие силы могут вполне реально вмешиваться в нашу жизнь. Мироздание так устроено, что они имеют на это право и возможность. Примеров тому масса — хотя и не все в это готовы поверить, пока. Однако, они никогда не вмешиваются по произволу, и нет такой силы или воли, которая способна была бы их принудить. В этом смысле все строго подчинено закону иерархии.

Высшие силы являются нашими помощниками, покровителями, блюстителями духовных законов. Они видят нас “изнутри”, так, как даже мы сами не в состоянии себя разглядеть. Покуда мы телесно связаны с материальным планом мироздания, своими органами чувств мы не в состоянии их воспринять непосредственно. Но в определённые моменты мы можем контактировать с ними, во всяком случае они всегда нас “слышат”.

Господь Бог и Единая планетарная цивилизация

Признание единства Бога служит главным условием выживания всей нашей планетарной цивилизации.

Материализм и атеизм должны быть упразднены. Личностей, отрицающих Бога, следует считать обременёнными духовным недугом. Им требуется реабилитация.

Для этого, разумеется, должна быть создана здоровая среда, где люди не просто исполняют механически некие религиозные обряды, но безусловно убеждены в собственной причастности к Изначальному Единству. В такой среде реабилитация атеистов будет происходить естественным путём.

Идея, что разные конфессии исповедуют разных богов, также должна быть упразднена. Данный вопрос решается прежде всего в философском ключе. Необходимо признать повсеместно и безусловно, что Источник Един. Никакие общности — национальные, религиозные, государственные — не могут иметь никакого преимущества друг перед другом в духовном (и тем более в материальном) плане. Все мы едины по природе своей, по факту происхождения от Единого Источника. Любые претензии на исключительность не имеют никаких реальных оснований.

И дело тут не в экуменизме, речь вовсе не идёт о межконфессиональном объединении. Все люди должны иметь возможность следовать в русле собственного предпочтения, культуры, традиции. Признание Единства Источника предполагает переориентацию всего планетарного сообщества на духовные ценности. Стяжание материальных благ должно быть признано бессмысленным, ибо так оно и есть.

Я понимаю, что всё это сегодня звучит как утопия. Но не будем торопиться с выводами. Множество свидетельств указывает на то, что мы ныне живём в эпоху тектонических сдвигов в области цивилизационного строительства. Помимо нашего желания и понимания сегодня происходят процессы тотального преображения всей нашей планетарной жизни.

Новый цикл уже наступил, сегодня мы проживаем самое его начало.

Тимофей Решетов

https://t.me/geliocentric

Читайте также на моём канале:

Что такое энергия: коротко и понятно

Что такое время. Разбираем подробно

Почему считают, что скорость света — величина постоянная, и так ли это на самом деле?

Трёхмерного пространства не существует

Хотите знать истину? Получайте!