Забавно мне наблюдать, как дети смотрят "исторические" фильмы.
Да, это мы всё помним - как в магазинах вроде всё висит, а "здесь же нет ничего". Как люди на перронах пели под гитару ("а это что, артисты выступают? Почему на вокзале?") и даже - что такое открытки ("это такие картонные, типа конвертиков для денег, с которыми мы на днюхи ходим?").
Больше всего объяснений пришлось на момент, когда Брагин поехал на картошку. Детям вот вообще непонятно было, где картошка и почему вдруг танцы. Про "гляделки" Макс, кстати, припомнил из другого исторического произведения - "Кондуита и Швамбрании": "А, вот как в них играют!". Но остальное... Пришлось, как обычно, поставить на паузу и поэтапно объяснить - как происходило мероприятие, кто ездил, почему ездил, зачем танцы и что такое сеновал.
Дети продолжили смотреть с умным видом, но тут по их замечаниям до меня дошло, что они ни черта не поняли, что это вообще другая девушка! Их больше занимало, почему моргать нельзя, а она моргает. Нечестно же! А что другая - дело десятое, как там вообще понять - обе круглолицые, у обеих волосы имеются, одежда какая-то. Пришлось растолковать, что герой типа изменяет.
Кстати, именно поэтому раньше не смотрели этот фильм - там же аж целых две "постельные сцены", а парни мои такой контент с родителями смотреть не любят. Ну, ничего, поотворачивались немного, пофукали.
А показать хотелось. И совсем не из-за любовной линии, исход которой, в общем-то, ясен с самого начала. А именно из-за вот этих рассуждений Веры - что человек, в принципе, может быть счастлив и в одиночестве, но если захочет, может найти или взрастить в себе любовь. И монолог про памятник неизвестному солдату мне очень нравится.
Проблема только в том, что Макс у нас смотрит исключительно вещи и действия: о, забавный алкаш; о, глобус с бутылками; о, магнитофон кассету зажевал... А как только начинаются "скучные" разговоры, то это сигнал, что тоже надо поболтать. Поэтому мы, опять же, ставим на паузу, ждём, пока зритель нашутится, и продолжаем.
Филипп же в сюжет вник, но вот изменения во внешности главной героини ему как-то в глаза не бросились: "Мам, а это она уже это... похорошела? Да? А что изменилось-то? Она и так вроде была... ну, девушка, как девушка".
Отдельно пришлось долго объяснять детям капитализма - почему человек не пошёл на хорошую работу, а остался на заводе. Не знаю, поняли или нет.
Но вообще - советские истории о превращении алкашей в нормальных людей им нравятся. Хорошие истории, правильные.
А ваши дети понимают советские фильмы?
***