Найти тему
Валерий Грачиков

Импортозамещение по-сталински

Немного участвуя в нынешней эпопее импортозамещения, не могу не вспомнить историю давних лет, когда у нас тоже осваивали, догоняли и перегоняли. И импортозамещались, потому что вождь народов приказал сделать не хуже наших заокеанских «партнеров».

Вообще классика жанра того, как надо делать импортозамещение с пользой для дела – это история с созданием самолета Ту-4. Ведь не секрет, что он был скопирован пиратским способом с В-29. А заодно советские инженеры приобрели огромный опыт, подсмотрев, что и как сделано у американцев. И советская промышленность освоила совершенно новые для себя вещи, которые просто не умели делать, пока Сталин не приказал - скопировать с В-29 все. И скопировали – потому что выбор был прост: или Сталинская премия за успех, или Колыма – за провал. Времена были такие – совсем не плюшевые.

Но как-то за скобками остается, что такое импортозамещение проворачивали не только в авиастроении. В автомобилестроении наглядными примерами стали «Студебеккеры» и «Виллисы». Их не копировали, но что и как делают американцы – посмотрели.

И даже в деньгах американский опыт пригодился.

Ведь вы, наверное, догадываетесь, что к моменту, когда в 1947 году объявили о денежной реформе, власти должны были: сначала напечатать много бумаги, а потом на этой бумаге – много банкнот. И все это – в обстановке глубокой секретности, чтобы не спугнуть тех, по кому эта реформа должна была прокатиться.

Так вот, к примеру, при подготовке денег ставилась задача, чтобы разрывостойкость банкнот была сопоставима с долларами. Так что импортозамещались с сопоставимым качеством готового продукта, а не как в наши времена с сыром – когда нормальный привозить запретили, а вместо своего более-менее похожего на сыр стали делать нечто, напоминающее оконную замазку советских времен.

Новые деньги надо было на чем-то печатать. А для этого требовались хорошие металлографические машины. На Гознаке на тот момент таких машин была ровно одна – американская. И купить новую не имелось никакой возможности. Потому что на дворе стоял 1945 год и начиналась «холодная война».

Технической документации на технику тоже не имелось. Впрочем это никого не остановило. Машину привезли в Рыбинск. Там слесари и инженеры разобрали ее до винтика, скопировали все детали и потом воспроизвели американскую машину с максимальной точностью. Заодно и сами научились делать металлографические машины, как американские. Только в Рыбинске.

--------

Кстати, мои читатели, Дзен перешел на новый формат. Увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, подписавшись на канал.