Найти в Дзене
Артур Рыкалин

Преподавание и ESG-кулинария: эхо ленинских кухарок

Преподавание и консультирование занимает большое место с 2008 г. Почти непрерывный стаж по разным дисциплинам, для разного возраста и задач. В последнее время много макроэкономики для взрослых. Чиновник или предприниматель хочет повысить свой уровень понимания и ему нужен собеседник или проводник в терминологию, подходы, идеи. Особенно меня радовали чиновники, которые признавали свои пробелы и, несмотря на плотную занятость, находили время на занятия, чтение, осмысление, работу со статистикой, экспертами и др.

Интересные задачи бывают по исследованиям и дипломам. Вот есть бизнес-аналитик, который сам шарит хорошо и умеет работать с данными. Каждый день работает. На хороших должностях, окладах, статусах, но и он в ходе разбора открывает для себя новые горизонты по анализу данных, причинно-следственным связям, устойчивым соотношениям, выборкам и др. Примеров ещё много, но это в другой раз, а сейчас перейдём к ESG-кулинарии.

Начали проводить обучение не только по экономико-математическим дисциплинам, но и по экономичной готовке. Всё-таки 12 лет в экопродуктах, а на самом деле ещё больше, когда ещё начали экспериментировать в общежитии МГУ и гоняли за ржаным хлебом и льняным маслом в церковную лавку Даниловского монастыря на Тульской.

Итак, какой формат?!

Во-первых, люди приходят с пустыми руками и, желательно, чтобы унесли ещё с собой что-то. Это неожиданный подход, так как обычно наоборот. Это правило фудшеринга: у активистов всегда много еды для спасения и они ей делятся и не покупают/берут новое. Готовим обычно из «топора»: стараемся обыграть то, что есть, а не копить и затаривать много продуктов, которые потом простаивают или пропадают. В мире теряется порядка трети произведённой еды и на семинаре мы это обсуждаем и тренируем новые привычки бережного отношения к еде в эпоху потребительства.

Во-вторых, собираем малые группы без погони за валом. Без вот этих автовебинаров, массовых материалов, крупных охватов. Тут привычки 50-летние и важна неспешность, спокойствие, индивидуальный подход, чуткость, живой эмоциональный контакт.

В-третьих, семинар начинается с воды или травяного чая. Это очень важная привычка и деталь. Пить перед едой, а не вовремя или после. Не тушить огонь пищеварения. Когда попил заранее перед едой, то не хочется запивать. В макдаках система, наоборот, построена, что всю пищу нужно запивать – в итоге нет нормального насыщения, переваривания и хочется ещё. А если холодный напиток (кола) – то это вообще финиш. Практикуя эту привычку, вы оцените её преимущества и плюсы. Экспериментируйте. Травяной чай из «Лесных садов» (проект Георгия Афанасьева в Ясногорском районе Тульской области) – в процессе семинара даются основы ответственного потребления, фудбаерства, органических продуктов и экоферм. У Георгия, кстати, часто проходят ценнейшие семинары по травам, дикоросам, плодородию почв, орнитологии и др.

В-четвёртых, без салфеток. Салфетки – это вредная привычка похлеще сигарет и алкоголя. Такая лёгкая, быстрая, с виду безобидная. Какова цепочка её производства и переработки, а сколько секунд она используется, а можно ли просто руки помыть, которые сами высохнут быстрее минуты?! Даже экологи-активисты часто грешат салфетками на ровном месте. Безоплатность, дармовщина, конечно, - это испытание в потребительскую эпоху. Стоила она бы по 100 рублей, дак по-другому бы действовали.

В-пятых, работаем и готовим из замоченных зерновых. Сегодня мы с ними касаемся чаще в сильно переработанном виде: хлеб и выпечка, хлопья, мука, мюсли и др. Зерно цельное - очень редко. Та же перловка – это уже не первая версия сытного ячменя. Вода активирует зерно, делает его мягким, податливым: и для десерта, и для каши, и для супа, и для гарнира. Хлеб был удобен для кочевников, переходов и войн, когда не было условий для замачивания и кулинарии, когда нужен был фастфуд. Сегодня в хлеб добавляют ещё много чего не очень полезного, а полезное, наоборот, устраняют. Работа с исходным материалом и водой касается и бобовых, и сухофруктов, и орехов. Смена воды помогает устранить также въевшуюся сорность, которую не отмыть в дуршлаге сразу.

В-шестых, работаем с соей и другими бобовыми, которые прекрасно дополняют зерновые. Соя уникальна тем, что очень быстро размякает, становится нежной, сочной, лёгкой. Просто находка для любых блюд. Понятно, почему юго-восточная Азия, особенно Япония и Китай, так полюбили эту культуру.

В-седьмых, на примере гречки обсуждаем способы её чистки от шелухи. Тут и про зелёную гречку, и про повторную варку уже пропаренной гречки. Работая с первичными продуктами, понимаешь суть всего процесса и степень посредничества, потери ценности и набора вредности. А вы попробуйте дома убрать шелуху с гречки – не очень удобная процедура. В хозяйствах – также, обычно отвозят специализированным переработчикам. Не короткий и не очень экологичный цикл пока у этой культуры.

В-восьмых, учим, как готовить так, чтобы плита была включена минимальное количество времени. Мы привыкли долго вываривать бобовые и цельное зерно: уходит время, внимание, питательные вещества, вода, энергия (газ и/или электричество). А если заранее замочить, немного включить плиту, на сковородке использовать воду, то после закипания и при закрытой крышке вода будет долго давать жар. Это своеобразная процедура томления, применявшаяся в русской печи. Особенно эффективно, когда электроплита и есть остаточное тепло. Блюдо оставляется и томится. С газом нужно чуть подольше, так как нет дополнительного жара от остывающей конфорки.

В-девятых, отдельный гимн поётся сковородке, которая может заменить множество посуды. Всегда наливаем обильно воду на дно: это и антипригар, и остаточный пар для томления, и мыть легко без химии. Готовятся в ней и супы, и второе, и десерты, и яйцо пашот, и разогревается всё. Под «Санту-Барбару» в 90-е советских хозяек развратили на потребительство, и в итоге они стали жертвами кучи приспособ и приблуд на кухне. И микроволновка, и мультиварка, и множество посуды разной. А смекалка и находчивость потерялись. Сегодня экологическая катастрофа творится именно на кухнях, а не вредных производствах.

В-десятых, работа с водой постепенно уберёт ещё одну вредную привычку – работу с подсолнечным маслом для жарки. Казалось бы, что может быть вреднее. Покупаем дешёвое масло, которое кроме как техническим назвать нельзя, потом его ещё под температуру – яд вдвойне. А до этого ещё поля подсолнечника нещадно химией поливают. И всё ради чего? Ради сухих канцерогенных блюд? Масличные жиры - хорошо, но не так часто и берите ремесленные свежие масла холодного отжима, а не техническое масло под видом подсолнечного по акции в торговой сети (для фудбаерства даются контакты качественных маслоделов).

В-одиннадцатых, обыгрываем яйцо пашот: оказывается яйцо может легко сготовиться при выключенной плите, если оставить томиться с закрытой крышкой на горячей плите. Остаточный пар воды на сковородке и нагретая поверхность творят чудеса.

В-двенадцатых, пробуем не только замоченную полбу, но и уникальные полбяные пироги «Николая каравая». У нас одни стереотипы по зерновым и выпечке, а могут быть совсем другие. У них доведена до совершенства рецептура, пропорции, начинки. Также знакомим с фермерскими кооперативами («Народное здоровье»), маркетплейсами («Ешь деревенское»), фермерами, ярмарками, где можно приобретать качественные продукты.

В-одиннадцатых, обсуждаем горький какао и мёд в сотах. Мы думаем, что мы любим шоколад, но мы любим сахар в нём, потому что исходный какао горький. Это мы и пробуем, а потом его быстро растапливаем с мёдом в сотах и получаем прекрасный десерт на завтрак. Качественный шоколад дорог, а тут мы учимся его готовить. С добавлением фруктов и орехов можно сделать свой домашний риттерспорт.

В-двенадцатых, пробуем хлеб из цельнозерновой муки и на закваске. Обсуждаем рафинированную муку, быстрые промышленные дрожжи, состав хлеба, качественные пекарни.

В-тринадцатых, поём гимн батарее в отопительный сезон. Она является жалким потомком русской печи – на ней можно долго томить и подготавливать продукты с сохранением питательных веществ, которые легко могут улетучиться при варке.

В-четырнадцатых, обсуждаем формирование сообществ: лучше знать друг друга, помогать, делиться, делать лучше вместе, радость от общения с единомышленниками, а не вещами, замедление и более непринуждённое общение, чем на экоакциях. Дружеские обеды, совместная готовка пищи, обмен урожаем, продуктами и рецептами. Еда – всего лишь предлог. В современном мире живое общение и взаимодействие – безценно.

Собирайте группы и зовите на семинары.