В законодательстве СССР и Российской Федерации определено, что приказ не должен носить заведомо для исполнителя незаконного характера: он не должен явно противоречить нормативно-правовым актам, и в первую очередь уголовному законодательству.
Но бывало, очень трудно определить степень не законности приказа или распоряжения старшего начальника, тем более, что де факто правовая практика довольно лояльно относилась к разного рода сумасбродным командам.
И в тоже время, упор делался на то, что «Приказ начальника закон для подчинённого», даже в наглядной агитации это было отражено, мол, сначала иди выполни, а потом обжалуй и выражай недовольство.
"16. Военнослужащий, получив приказание, отвечает: "Есть" - и затем выполняет его".
http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_8684.htm.
И командиру в ранге большезвездного начальника бывало, да и сейчас ничего не изменилось, наплевать, что отдача заведомо незаконного приказа может рассматриваться, как
«подстрекательство к преступлению (покушение на подстрекательство к преступлению, если приказ не был исполнен), либо как посредственное причинение (если исполнитель не осознаёт незаконности приказа)». Источник информации https://ru.wikipedia.org/wiki/Исполнение_приказа_или_распоряжения.
И не редко приходилось сталкиваться с ситуацией, когда выполнение поставленной задачи могло при не благоприятном повороте событий обернуться большими неприятностями для исполнителя.
А если ещё лицо, отдавшее распоряжение в форме приказа, от своих слов откажется, а свидетелей днём с огнём не найдёшь, то все могло кончится общением с военными дознавателями.
Например живет подразделение ВВ МВД СССР в ожидании приезда большого начальника, и чтобы украсить военный городок,командир отдаёт ротным распоряжение, нарубить в лесу ёлок и натыкать их в сугробы вокруг казарм.
Один начальничек вприпрыжку бежит исполнять майорскую волю, а другой начинает спорит, доказывая, что это вредительство.
Но начальник не умолим, и отдаёт приказ в устной форме, а командир роты ему в ответ, мол,пожалуйста товарищ майор в письменном виде. Но комбат тоже не дурак, делать это отказывается. На том и разошлись.
Или тот же начальник придя в роту, выслушав доклад дежурного, требует выдать ему снайперскую винтовку и 3 пачки патронов к ней.
Дежурный вызывает старшину, и делает запись в книге выдачи оружия. Майор нервничает, требует командира роты, ну итог известен, комбату пришлось отложить «сафари» на собак.
А ведь может произойти и такое, отдал офицер солдатику в боевой обстановке разобраться с дедушкой проезжавшим на велике, солдатик радостно выполнил волю начальника, а потом под суд,этак на пожизненно, по законам той страны, на территории которой они находились, а начальник от своих слов отказался.
Поэтому, подчиняенный всегда должен думать, насколько распоряжение командира, в будущем, не перерастёт в воинское преступление.
Приказ должен соответствовать закону, а исполнитель – считать его законным.
А то ведь трибунал в Нюрнберге не принял во внимание, что кто - то просто исполнял приказ, петельку на шею и табуреточку из под ножек.
Я это у к чему клавлю, просто выполнить можно в срок любое распоряжение, но ни как не стоит забывать, что
«Исполнитель несёт ответственность за исполнение заведомо незаконного приказа наряду с отдавшим его лицом», и в тоже время,
Лицо, не исполнившее заведомо незаконный приказ, не может быть привлечено к ответственности за его неисполнение». Источник информации: https://ru.wikipedia.org/wiki/Исполнение_приказа_или_распоряжения.