В районе современного Ярославля известно три поселения еще IX века: Тимерево, Михайловское и Петровское. Но все они были неукрепленными «факториями» - торговыми пунктами на Волжском пути, причем в некотором отдалении от Волги. Первый «настоящий» город на великой русской реке - Усть-Шексна скорей всего возник напротив современного Рыбинска около XI века.
Меряне или вепсы?
Во второй половине II тысячелетия до н. э. здесь появились прото-финно-угры – носители культуры текстильной керамики. Считается, что со временем Волга стала служить границей расселения двух разных групп финно-угорских племен.
К югу от нее жили так называемые «поволжские финны» - меряне (летописная меря, родственная мещере, муроме и мордве), а к северу – «прибалтийские финны» - вепсы (летописная весь, родственная карелам и финнам).
Например, в районе современного городка Пошехонье (от названия местности – по реке Шехоне, или Шексне) известна река Согожа, а в Карелии есть река Сегежа. Возможно, такие названия вокруг современного Рыбинска, как Пачеболка, Ракоболь или Тубола – также именно вепсского, а не мерянского происхождения. (Ср. новгородское название городка на северном берегу Ладожского озера Сердоболь – от финно-карельского Сортавала).
В низовьях рек Молога и Шехона нередки находки X-XI веков и мерянского, и вепсского происхождения. Народность меря сложилась в результате смешения местного населения раннего железного века, относившегося к дьяковской культуре, с переселенцами с реки Оки. Вепсы же со временем смешались с карелами.
Меряне жили в неспокойное время, так как селились они в укрепленных от неприятеля городищах. Лучше всего в здешних местах было исследовано мерянское городище Березняки. Его обнаружили в 1902 году в устье речки Сонохты в 15 км вниз по Волге от Рыбинска и исследовали также в 1932-34 и 1976 годах.
Кривичи или словене?
С IX века вниз по Шехоне стали расселяться ильменские словене, основатели Новгорода. А с конца X века с запада начали прибывать днепровские кривичи, основатели древнего Смоленска (Гнёздово). Одновременно со славянской колонизацией края разворачивались события эпохи викингов, которые прибывали с Балтийского моря по местным рекам.
И славян, и скандинавов привлекал Волжский путь, который частично повторял и смыкался со знаменитым путем из варяг в греки. Он шел через земли прибалтийских финно-угров (ижоры, корелы и веси) с Балтийского моя через Неву, Ладожское озеро и реку Свирь в Онежское озеро и реку Вытегру, а затем по волокам в Белое озеро и далее в Шексну и Волгу.
Из нее можно было попасть по более мелким рекам к Ростову, Владимиру и Суздалю, на Оку в Старую Рязань, на Каму в Волжскую Булгарию, в Каспийское море (Хазарский каганат и Арабский халифат) и т.д.
Настоящий волжский город
Археологический памятник древнерусской культуры XI-XVI веков был открыт на правом берегу реки Шехоны (Шексны) при ее впадении в Волгу Д.А. Крайновым в 1958 году. В 1979-80 годах его исследовали ученые И.Л. Станкевич и Г.Н. Затеваева, а в 1988 году – К.И. Комаров. С 1991 года ежегодные раскопки вели И.И. и А.Н. Рыкуновы. Именно они отождествили данное место с Усть-Шексной, известной еще из Повести временных лет.
Был выявлен средневековый культурный слой на площади не менее 15 га. К 2012 году было исследовано 3 000 кв метров, сделано 3000 индивидуальных и 40 000 массовых находок. Серебряные арабские монеты – дирхемы, найденные в том числе в составе двух кладов конца X века, позволили установить, что поселение здесь было основано не позднее начала XI века.
Определение возраста деревьев, которые пошли на бревна одной из местных усадеб, дало возможность датировать ее 1062 годом. Вначале основную часть местных жителей составляли фино-угры, но постепенно они стали смешиваться с пришлыми славянами.
Расцвет Усть-Шексны на торговом пути с Волги через Шексну на Балтийское море пришелся на XII-XIII века. Тогда здесь существовал крупный по меркам средневековья торгово-ремесленный центр площадью около 30 га. Сельское хозяйство, рыбный и пушной промыслы были подсобными занятиями местных жителей.
Основной доход им приносили именно торговля и ремесла: металлургическое, кузнечное, ювелирное, косторезное, плотницкое, гончарное. В Усть-Шексне были найдены тигли для плавки металла, льячки для розлива металла по формам, куски медной и бронзовой проволоки, ювелирные пинцеты, остатки горшков, мисок, сковород, блюдец, стаканов с фирменными клеймами (свастика, трезубец, буквы).
То есть это был действительно настоящий средневековый город. О зажиточности некоторых слоев населения говорят находки предметов с эмалью, позолотой, мелкая пластика из Византии, профессиональное оружие, привозные браслеты, бусы, подвески, киевские кресты-складни, перстни…
Последние язычники
Возможно, многие украшения служили языческими (и практическими) оберегами. Особенно много было найдено подвесок и привесок. Их носили по несколько штук в составе ожерелий или по одиночке на цепочках, шнурках или ремешках в районе груди или пояса.
Славянские женщины носили привески-лунницы в виде полумесяца, а финно-угорские – так называемые шумящие подвески. По древним представлениям, солнце путешествовало по небосклону в повозке, запряженной водоплавающими птицами либо лошадьми. Поэтому шумящие подвески нередко имели элементы в виде конской головы и утиных лапок.
Некоторые ученые полагают, что шумом подвесок отпугивали злых духов. На самом деле, скорей всего так отпугивали лесных зверей, кроме того, так легче найти потерявшегося человека. Тем более что славянские девушки тоже любили шумные украшения – бубенчики, которые нанизывали в ожерелья, пришивали вместо пуговиц или вешали по несколько штук на пояс детям.
Из Повести временных лет известно, что в 1071 году великокняжеский боярин Ян Вышатич «сташа на устье Шексны», когда проводил суда для подавления восстания местных языческих жрецов – волхвов. Во время голода из-за неурожая они подняли народ против излишних поборов церковной и княжеской власти. (Да, кое-что у нас не изменилось за 1000 лет).
«Братские» отношения князей
Упадок Усть-Шексны начался вследствие нашествия татаро-монгольский орды на Русь: прекратилась торговля по Волге, кроме того, кочевники из Азии занесли в Европу чуму. В 1470-х годах угличский князь Андрей Большой получил под свой контроль места рыбной ловли на левом берегу Волги, а его брат великий князь московский Иван Третий – на правом.
Волею последнего напротив древнего города Романова возникла Борисоглебская слобода (будущий Тутаев), а напротив Усть-Шексны – Рыбная слобода (будущий Рыбинск). В 1492 году князь Андрей был схвачен и убит братом-конкурентом, а население Усть-Шексны было вынуждено перейти под власть Ивана Третьего.
Рыбная слобода впервые упоминается в духовной грамоте (завещании) великого московского князя под 1506 годом. Ее жители платили оброк осетром, стерлядью и белорыбицей, которых ловили в Волге, Шехоне и Мологе. К концу XVIIвека население слободы составляло всего лишь 350 человек. Поселение же в устье Шексны существовало вплоть до XVI века.
Как водой смыло…
Но кое-что оставалось и позднее. Местный старинный Воскресенский храм с прилегающим погостом (кладбищем) был разрушен только в 1936 году. В 2009 году на его месте была возведена современная часовня. В 2006 году здесь же была воздвигнута сторожевая башня с частоколом в древнерусской стилистике.
В наши дни на месте Усть-Шексны еще можно обнаружить остатки булыжных мостовых и руины построек XIX века. К сожалению, из-за создания плотины на Рыбинской гидроэлектростанции в 1930-х годах разлившаяся Шексна сильно подмыла местоположение древнего города.
Значительная его часть уже смыта в реку, а оставшуюся местные жители стараются укреплять крупными булыжниками.
Сейчас вокруг бывшего городища много дач жителей Рыбинска. Попасть сюда из центра города можно на личном автотранспорте по одному из двух мостов (через Шексну или Волгу) либо на автобусе с железнодорожного вокзала.
Многие рыбинцы приезжают сюда кататься на велосипедах. Кроме городища, интерес представляют плотина Рыбинской гидроэлектростанции на Шексне и шлюзы на Волге со знаменитой скульптурой работы Веры Мухиной.
Использованная литература:
«Рыбинск. 8 любимых маршрутов», Рыбинск, «Медиарост», 2015.
«Города Ярославской области. Романов-Борисоглебск, Рыбинск, Пошехонье», Рыбинск, «Медиарост», 2015.
В заметке использованы материалы из Рыбинского музея-заповедника и из личного архива автора.
Также на канале: