Конечно же, я подозревал, что людей, захотевших посетить древний город на берегах Волги, (шутка ли, #Тверь основалась в 1135 году) окажется достаточно много, тем более, что на дворе стоял май. Ну, чтобы настолько, что не оставалось практически номеров в гостиницах - на это был не готов точно.
Выбор оставался небольшим, остановился с семьей в гостинице «Центральная» - не только из-за безысходности, но и из-за удобнейшего месторасположения к историческим местам. Бывал я в подобных, но тверская переплюнула всех их.
Зайдя во внутрь, в носовые пазухи полез запах полувековой давности. Такое я ощущал, когда заходил в какие-нибудь научные институты, еле работающие с советских времен, там примерно такая же обстановка: все крепкое, но уже давно морально устаревшее.
Получив долгожданный ключ, мы поехали на свой этаж. Выйдя из лифта, лично на меня обрушилась целая лавина прошлого. Деревянные рамы, балконная дверь - краска уже облупилась в достаточных местах, перед посетителями постелили ковры. Возможно раньше это были яркие, сочные, персидские (хотя вряд ли) ковры, сейчас это превратилось в серую, пыльную массу. Запах стоял соответствующий. Зато деревянный паркет-елочка. Старый. Из мебели в холле стояли кресла, которые возможно еще видели Хрущева, парочку тумб-трюмо трельяж с зеркалом, картина неизвестного мне художника и какое-то дерево в большом горшке на стуле. На этаже был холодильник той уже далекой эпохи СССР, а из современного - кулер с водой со стаканчиками пластиковыми, утюг да микроволновка.
Вот оно прошлое какое! Словно брызги исторического фонтана обдали меня. Коридор до номера был мрачен и историчен. На этаже была расстелена красная дорожка - нет, не ту, которую подают в Каннах, эта давно уже не стиранная, в пятнах и в пыли. Стены обшарпаны, в жёлтых тонах, как во многих больницах.
Не знаю, зачем ключ нужен, двери рассохшиеся - можно было чуть надавить и замок отлетел бы, уверен! Как это случилось с краном в ванной комнате. Это вообще шедевр советского постмодернизма. Кран один и он многофункциональный. И для ванны и для раковины. А еще легко разбирается и собирается. Удобно, чтоб его! Сам номер тоже исторический, кровати дебелые, ковер грязный, затхлая вонь, мебель древняя и засаленная, телевизор старенький, но рабочий, из деревянных окон дует, они плохо закрываются. Хотя чего я жалуюсь?
Вот вид из номера отличный - прямо на тверской цирк выходит, который через дорогу! Между прочим, о цирке есть что рассказать занятное! В этом месте он открылся в 1971 году по проекту архитектора А. Л. Сегала, с высотой купола 18 метров.
Именно в этот цирк вместе с постоянным партнером Михаилом Шуйдиным на свои первые самостоятельные гастроли в Тверь приехал Юрий Владимирович Никулин. Легенда. Выступали они тогда в цирке-шапито, который находился в городском саду. А в 1981 году, когда Юрий Никулин принял решение уйти с цирковой арены, его последние гастроли и прощание с цирком тоже проходили в Калинине.
Существует несколько версий происхождения названия города, основные из них — финно-угорская и славянская. Согласно одной из них, его нарекли в честь реки Тверцы, а Тверца, в свою очередь, является производным от финского слова tiort — ‘быстрый’. По другой версии, имя города произошло от славянского «твердь» ‘крепость’. Первоначально название города выглядело как Тьхвѣрь. Сейчас уже и не разобрать. Но это, думаю, и не нужно.
Петр Первый у меня стойко ассоциируется с Санкт-Петербургом, Лев Николаевич Толстой с Ясной Поляной, Василий Макарович Шукшин с Барнаулом, а с кем ассоциируется Тверь? По мне, ответ очевиднейший.
«Владимирский централ, ветер северный» - эти строки уже, наверное, зашиты в культурном коде большинства современных россиян. Михаил Круг - легенда! Глыба шансона - ни дать, ни взять.
Вряд ли к памятнику, а вернее, как любят говорить тверские власти, садово-парковой скульптуре, где главное действующее лицо - «король русского шансона», зарастёт народная тропа. Пока я гулял по бульвару Радищева многочисленные поклонники его таланта, да и просто зеваки, наподобие меня, вставали в очередь, чтобы с ним сфотографироваться и обязательно запеть что-нибудь вместе с ним:
«Кольщик, наколи мне купола, рядом чудотворный крест с иконами,
Чтоб играли там колокола с переливами и перезвонами»
Идея увековечить в бронзе память #Михаил круг возникла сразу же после трагической смерти и похорон поэта-песенника. Однако определённый круг местной интеллигенции яростно был против размещения монумента представителю спорного жанра авторской песни, воспевавшего, в частности героев «лихих 90-х» в центре Твери. Действительно, как можно - тут вон памятник Лемешеву недалеко, Пушкин где у Волги стоит, Салтыков-Щедрин так вообще был бы точно против. Но любая страсть имеет привычку проходить и эта тоже прошла, поэтому спокойная, задумчивая, отлитая из бронзы фигура Михаила Воробьева (настоящая фамилия шансонье) в распахнутом пальто и с непокрытой головой вполоборота любезно приглашает присесть рядом и сделать снимок на память. Сидит «шансонье» на металлической скамейке, опираясь скрещенными руками на гитару. Справа лежит шляпа, а рядом оставлено место для поклонников, которые могут присесть, вспомнить творчество шансонье и сфотографироваться на его фоне. На левой руке — часы, на пальцах — перстни, на груди из-под расстегнутой рубашки выглядывает крупная цепочка с православным крестом. Лицо повернуто в сторону сквера, выражение — спокойное и немного отрешенное. В глаза бросаются натертые «на удачу» носки ботинок, шляпа и кольцо на левой руке. Никаких табличек, указывающих кому установлен памятник, нет. Но мы то знаем своих героев в лицо! Тем более, что выглядит он вполне себе реалистично.
Тверь, так сказать, без предварительных, гостеприимных ласк сразу же обдает тебя своей кипучей жизнью. Сразу говорит: вот ТЦ - возьми, что нужно, дальше либо вызывай такси, либо дождись автобуса, трамвая тут ждать бесполезно. Двигайся все время прямо - куда-нибудь, да придешь!
Проспект Чайковского в Твери считается одной из главных городских магистралей, протяженностью порядка двух километров. Парадная часть проспекта, в большинстве своем застроена сталинскими застройками, а между - хрущевками. Если все время ехать прямо, то потом проспект превращается в Тверской и несётся прямо к Волге...
То, что это провинция, сразу бросается в глаза - в большинстве своем, по состоянию дорог это можно определить. Разбиты они.
Трамвайные пути в городе остались лишь, по всей видимости, для красоты. Хотя куда там? Они безжизненные. Умерли в Твери. Хотя ещё до 2018 года, трамваи шустро двигались по рельсам.
Город провинциален по множеству параметров, но в нем точно есть изюминка. И не одна. Тверь очень разноплановая. Нет зазывающих рекламных вывесок, как нет тех самых рекламных нагромождений, порой нелепых до абсурда. Здесь торговые центры в чистом виде можно пересчитать по пальцам обеих рук, а возможно и ног. Их процент не велик - и это, безусловно, один из козырей.
Никогда ранее не слышал столько много кричащих чаек в городской черте. Определённый колорит. Особенно, когда они кружатся возле колокольни, пожалуй, одной из главной городской православной доминанты - Вознесенского собора. Завораживающее зрелище.
Собор Вознесения Господня в Твери — православный храм, построенный на пересечении Тверского проспекта и Советской улицы.
Нынешний архитектурный стиль Вознесенского собора смело можно назвать неоклассическим: массивное квадратное здание с узким центральным барабаном под полукруглым куполом и надвратной трёхъярусной колокольней.
Вообще Тверь завораживает архитектурой, причем не советской, хотя, безусловно, ее предостаточно, а именно дореволюционной. В центре городе нет высоток – все жилые дома, достаточно уже повидавшие. Есть и частные сектора. Хватает всего. Все же не зря Тверь сравнивают с Санкт-Петербургом, только в малых дозах. Есть в нем что-то неуловимое и узнаваемое. Тверь имеет собственное неповторимое лицо, в котором можно обнаружить черты с Северной столицей и что его существенно отличает от многих городов центральной России.
После опустошающего пожара 1763 года, в Тверь была направлена команда архитекторов во главе с Никитиным. В эту команду входили Квасов, Белецкий, Карин, Селехов, Еготов, Обухов и, конечно же, молодой Казаков. Никитин в короткий срок продумал проект новой Твери, заслуженно считающийся одним из лучших в русском градостроительстве XVIII века.
Жемчужиной градостроительного плана стал «версальский трезубец» - три луча улиц, расходящихся из одной точки, прямо как в Петербурге, Версале и Риме. Тверь в этом списке – четвертая. Почетное место. Город получил единую планировку, улицы застраивались «единой фасадой», каменными зданиями, располагавшимися как солдаты в строю.
В основу композиционной структуры центра города было положено так называемое парадное трехлучие. Средний луч: Большая московская улица, ныне Советская — завершался колокольней Спасо-Преображенского Собора, правый: улица Косая Новгородская ныне Вольного Новгорода — выводил к Волге, левый луч: улица Новоторжская — венчался башней Кремля, когда стояла на месте современной гостиницы «Центральная».
Детализацию и уточнение общего замысла, создание планов фасадической застройки доверили Матвею Федоровичу Казакову, выдающемуся зодчему XVIII столетия, одного из основоположников архитектуры русского классицизма. За это город ему может сказать большое спасибо.
Екатерина Великая после выполнения работ о городе написала так: «Тверь, самый хорошенький город империи после Петербурга» - императорский комплимент!
Тем не менее, городу требуется реставрация, косметический ремонт: что-то подлатать, обновить фасады исторических зданий и будет совсем красота. Сейчас эта обветшалость, бедность, не ухоженность зачастую разрывает сердце. Хотя это всё притягательность и уникальность Твери не отменяет. Обидно, просто.
О достопримечательностях Твери я напишу в отдельном посте и про Волгу не забуду.
А на этом буду пока закругляться. Встретимся. Спасибо большое, что дочитали до конца.
Подписывайтесь на мой канал.
В моей багажнике есть и другие очерки о Твери.
Например, о музее Козла в Твери или как встречает Тверь
#гостиница #казаков #вознесенский собор #тверская область #цирк