Найти тему
СмолГУ пишет

Про самиздат, граффити и смоленскую андеграундную сцену

Оглавление

Искусство провокаций, для которого не существует никаких границ. Представители этого течения не боятся через творчество выражать свою точку зрения и противостоять ценностям общества.

Всё это – андеграунд.

Андеграунд (от англ. underground – «подпольный») – совокупность направлений в современном искусстве, чьи последователи намеренно противопоставляют своё творчество официальному и популярному массовому искусству. Чаще всего творчество этих авторов не появляется ни на выставках, ни на крупных сценах.

Термин официально появился только в 1950 году. Ввёл его американский художник Мэнни Фарбер.

Андеграунд собирает в себе множество разных жанров искусства и не имеет чётких границ, по которым можно сразу отличить андеграунд от других течений. Некоторые работы, которые сейчас причисляют к андеграунду, совсем недавно считались классикой.

Произведения андеграунда можно классифицировать по нескольким признакам:

  • Вид искусства – живопись, скульптура, литература, музыка, кино, фотография.
  • Место демонстрации – в салонах, на выставках, на улице, негласный показ для ограниченного круга лиц и не предназначенные для публичной демонстрации.
  • Отношение к творческим работам властей – законные и незаконные, санкционированные и несанкционированные.
  • Лояльность к режиму – имеющие или не имеющие политическую направленность.

Считается, что любое субкультурное течение можно причислить к андеграунду, если у него нет коммерческой подушки. Чаще всего автор либо работает над всем один, либо это совсем небольшая группа людей.

В Америке течение андеграунда нашло много сторонников среди музыкантов и художников, а как дела обстоят в России?

В Советском Союзе андеграунд был под запретом вплоть до 1990 года. Сейчас же это движение свободно (или почти свободно) существует в разных городах России.

И в Смоленске в том числе.

Про музыку

В городе есть своя андеграундная сцена. Как и в других городах, в Смоленске есть андеграунд-группы, как успешные, так и не очень. Смоленская сцена готова принять самых необычных исполнителей. На этой сцене играют абсолютно все: рок, панк-рок, лёгкую музыку и многое другое.

Про смоленский SWANKY TUNES слышали? Это популярный российский диджейский дуэт, собравший многочисленные награды в области танцевальной музыке. В 2018 году они отметили 20-летний юбилей.

Источник: официальная группа ВКонтакте SWANKY TUNES
Источник: официальная группа ВКонтакте SWANKY TUNES

Про граффити

В Смоленске существует семья ОFORME, чьё творчество выражается в граффити. В официальном аккаунте Вконтакте о себе они пишут: «Oforme это семья. Это свобода, свобода самовыражения и отрицание всех навязанных рамок. Это стиль, отточенный временем и подтверждённый делом. Это новая ветвь современного развития, тесно опирающаяся на старые традиции. Oforme - это мир. New World, man!»

Источник: официальная группа ВКонтакте OFORME
Источник: официальная группа ВКонтакте OFORME

Про самиздат

30 мая в СмолГУ открылась выставка «Журнальный зал: смоленская периодика 30-х годов». Основу экспозиции составляют смоленские журналы общественно-политической и литературно-художественной направленности: «Западная область», «Наступление», «На культурном посту». Данные издания практически не имели аналогов до и после 1930-х. Показ подготовили студенты филологического и художественно-графического факультетов под руководством кураторов Яны Двоенко и Екатерины Теплухиной.

Выставку можно посетить до конца сентября.

Подробнее о выставке и самиздате рассказала доцент кафедры литературы и журналистики Яна Двоенко.

Этот проект – перезагрузка музейной коллекции. Работа учащихся с настоящими архивными материалами получает новое осмысление. Благодаря сотрудничеству студентов филологического и художественно-графического факультетов получилось презентовать материал исследования в современной форме самиздатовского зина. Творческое взаимодействие удалось и внесло интересный для учебного процесса междисциплинарный подход.
Сама выставка посвящена смоленской периодике 30-х годов. Параллельно выставке студенты делали свой самиздатовский сборник об этих журналах. Здесь под самиздатом понимается собственное создание: вёрстка, редактура, написание текстов, исследование, печать на принтере и сшивание издания.
Это, конечно, не то, что в советском андеграунде.
Оригинальный советский самиздат был представлен на выставке в прошлом году. Это выставка STATUS MARGINALIS, там экспонировались оригинальные самиздатовские сборники неподцензурной литературы – Альманах КЭПНОС, Митин журнал. Организаторы выставки сохранили эстетику маргинальности: чёрно-белый графичный стиль, пожелтевшая бумага архивных тетрадей и газетных листов и бледный шрифт машинописных копий.
Особую атмосферу выставки создавали оригинальные динамичные экскурсии и увлекательные диалоги с представителями смоленского андеграунда – Эдуардом Кулеминым и Александром Асадчим.
STATUS MARGINALIS
STATUS MARGINALIS

Напомним, STATUS MARGINALIS – выставка-эссе, в композиции которой свободно сочетались между собой литературные маргиналии – явления, находящиеся «на полях» основного процесса.

Андеграунд в Смоленске жив. Он процветает и имеет площадки для реализации. Можно и послушать музыку в кругу единомышленников, и найти сообщества художников или других деятелей этого искусства, которые до сих пор придерживаются традиций старой школы андеграунда.

Авторы: Анастасия Кожевникова, Варвара Комарова, Дарья Пузырёва.