Определение Верховного суда Российской Федерации от 5 мая 2022 года № 310-ЭС22-5386 по делу № А83-5652/2019
Суть спора: Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным требования Административного органа о доначислении платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС).
Решение суда:
Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменений.
Суд кассационной инстанции оставил решение суда апелляционной инстанции без изменений.
Определением судьи Верховного суда отказано в передаче на рассмотрение дела в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Фабула дела:
Общество эксплуатирует собственный объект размещения отходов, который на момент проверки не был включен в государственный реестр объектов размещения отходов, но в силу переходных положений законодательства об отходах производства и потребления, допускающий на территории субъекта Российской Федерации до 01 января 2020 г. эксплуатацию объектов размещения отходов.
Общество направило в Административный орган декларацию о плате за НВОС, в которой отразило размер платы за размещение отходов, рассчитанной с учетом стимулирующего коэффициента 0,3.
Административным органом в ходе проведенной проверки установлено, что расчет суммы платы за размещение отходов произведен Обществом без применения коэффициента 5 к ставке платы за отходы, размещенные сверх лимита.
На основании материалов проверки Административный орган произвел доначисление к сумме платы за НВОС, а также направил Обществу требование об оплате задолженности.
Не согласившись с действиями Административного органа, Общество обратилось в суд.
Общество считает, что им предпринимались последовательные действия для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, однако они не были своевременно утверждены по независящим от Обществ причинам.
Правовое обоснование:
1.В соответствии с п. 10 ст. 23 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при осуществлении расчетов платы за НВОС к отходам, размещенным на объекте размещения отходов Обществом применен стимулирующий коэффициент 0,3, применяемый к ставке платы за размещение отходов, которые образовались в собственном производстве, размещаются на объекте размещения отходов, принадлежащем юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудовании в соответствии с установленными требованиями.
2.Из материалов дела следует, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение ранее установлены Обществу по законодательству другого государства.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещения в Российской Федерации Обществу не установлены, что следует из письма Административного органа субъекта Российской Федерации.
3.Суды первой и апелляционной инстанции в рамках рассмотрения дела установили, что Общество неоднократно обращалось в Административный орган субъекта Российской Федерации для утверждения проекта нормативов образования отходов и лимита на их размещение и получало отказы в том числе, по причинам отсутствия объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов, а также представления сведений об отходах с неподтвержденными в установленном порядке классами опасности для окружающей среды (в частности, вид отхода «осадок при отстаивании сточных вод производства кальцинированной соды из природных рассолов аммиачным способом»), для чего требовалось сначала включить указанный вид отходов в ФККО с присвоением ему соответствующего кода и наименования.
4.Суды апелляционной и кассационной инстанции обращают внимание на правовые позиции Конституционного Суда, изложенные в Постановлении от 24 мая 2001 г. № 8-П, а также в Постановлении от 5 марта 2013 г. № 5-П, согласно которым пятикратный повышающий коэффициент при исчислении платы за НВОС не должен применяться к специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов, которые образовались в результате хозяйственной или иной деятельности других организаций, если с ее стороны не было допущено злоупотреблений, связанных с определением соответствующих лимитов на размещение отходов.
Указанная правовая позиция может быть распространена и на случаи осуществления специализированными организациями иных видов НВОС.
5.Судом апелляционной инстанции также учтено, что применение повышенного коэффициента предполагает недобросовестное поведение субъекта, направленное на уклонение от установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, и, в любом случае, представляет собой меру ответственности за подобное недобросовестное поведение.
Указанный вывод согласуется с позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 1 апреля 2021 г. № 310-ЭС21-2390.
6.Из материалов дела следует, что Административным органом не представлено доказательств умышленного уклонения Общества от установления и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещения в рассматриваемом периоде.
Резюме суда:
Пятикратный повышающий коэффициент при расчете платы за размещение отходов производства и потребления применяется в отношении лиц, недобросовестным образом исполняющих свои установленные законом обязанности.
Требование об уплате за НВОС с применением коэффициента 5 при отсутствии злоупотреблений хозяйствующего субъекта, связанных с определением нормативов на образование отходов и лимитов на их размещение, подтвержденным соответствующими доказательствами, является необоснованным.
Комментарий Центра:
В соответствии с п. 18.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» коэффициент к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности за объем или массу отходов, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение, либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, либо указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, до 1 января 2020 г. был равен 5, а с 1 января 2020 г. равен 25.