Найти в Дзене

Когда мы стали врагами: СССР в комиксах и кино США до холодной войны

@Нина Спутницкая

Появление Супермена на страницах американского комикса совпало с началом оборонного контента, аналогичного оборонному кино СССР, в частности таким фильмам, как "Александр Невский" Эйзенштейна. Правда вместо изучения летописей и привлечения исторических персонажей в киновселенную американцы решили сконструировать своего спасителя - супергероя. Плащ, маска, великий рост - атрибутика соответствовала всем параметрам, необходимым для культурного героя, миссионера.

Эйзенштейн и Черкасов в костюме Невского: маска, плащ, чем не супергерой?
Эйзенштейн и Черкасов в костюме Невского: маска, плащ, чем не супергерой?

Если в 1940-х гг. США еще не определились в своем отношении к СССР, то после того, как США присоединились к войне в 1941 году, характеристика Советского Союза в комиксах и кино (например, в фильме Дж. Форда "Почему мы сражаемся") изменилась. СССР стал изображаться как друг и равный в борьбе против Оси:

-3

После поражения Гитлера Советский Союз взял на себя контроль над странами Восточной Европы и был объявлен носителем экзистенциальной угрозы для США. Тогда его восприятие в комиксах изменилось. Страх перед коммунистическим миром проник в массовую культуру: граждан стращали потерей свободы под диктатурой коммунизма в комиксе, мультипликации, кино.

-4

В 1950-х пропаганда ничем не уступала махровой пропаганде СССР периода большого террора. Мать, муж, сын, дочь вполне могли оказаться шпионами, завербованными циничными представителями вражеской державы.

Афиша фильма Мой сын Джон
Афиша фильма Мой сын Джон

К 1954 году Капитан Америка в комиксе традиционно был изображен сражающимся с советскими солдатами и радиоактивными монстрами:

-6

Продолжение следует

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить свежих релизов и материалов по истории кино и медиа