Найти тему
Репортёр

ZARA НА WILDBERRIES, IKEA НА ЯНДЕКС.МАРКЕТЕ. Новости параллельного импорта

По уже сложившейся традиции примерно раз в месяц мы возвращаемся к теме параллельного импорта — механизма ввоза потребительских товаров в РФ в условиях санкций. В мае мы писали об открытии платформы «СДЭК.Шоппинг». Но теперь он такой не один. Одежду испанской группы Inditex (Zara, Massimo Dutti, Pull&Bear) уже можно купить на Wildberries.

«Это оригинальная продукция высокого качества. Закупки товаров, которые продаются от самого Wildberries, осуществляются только напрямую от производителей или от официальных дистрибьюторов», — подтверждает руководитель пресс-службы маркетплейса Валерий Прокопьев.

В течение последнего месяца циркулировали слухи о том, что Inditex собирается снова открыть свои магазины в РФ, группа эту информацию опровергала. Теперь же, как видим, найдено соломоново решение:  официально Inditex никуда не возвращается и ничего не открывает. Но потихоньку начинает восстанавливать те 8,5% общемировой выручки, что приходились на российский рынок.

Впрочем, остаётся вопрос. Inditex всегда и во всех странах работал только напрямую (открывая свои магазины). Никаких франшиз, никакого эксклюзивного импорта. То есть варианта всего два. Либо испанцы, оказавшись перед перспективой потери 1/12 части выручки, пошли на изменение бизнес-стратегии (подписав лицензионное соглашение с кем-то — с тем же Wildberries). Либо Inditex по-прежнему работает напрямую, но не афиширует это.

«Вернулась» в РФ и IKEA: на Яндекс-Маркете появляются предложения о продаже её товаров, хотя официальные продажи были остановлены ещё в марте.

«Специфика работы маркетплейса заключается в том, что десятки тысяч продавцов могут размещать на нашей платформе миллионы товаров. Действительно на “Яндекс.Маркете” сейчас есть несколько таких предложений, мы уже их проверяем», — сообщили в пресс-службе платформы.

То есть в этом случае источник происхождения товара под вопросом. Ясно только, что вряд ли этим занимается сама IKEA, которая как раз сегодня анонсировала свой план в отношении российского бизнеса. Компания собирается продавать свои фабрики и сокращать персонал.

Официальных поставок товаров в РФ (и Белоруссию) также не планируется, а значит IKEA на Яндекс-Маркете — чья-то личная инициатива, параллельный импорт в чистом виде.

Впрочем, в случае с IKEA тоже есть нюанс. Компания продаёт заводы, однако сохраняет за собой ТЦ МЕГА — они продолжат работать. При этом в МЕГА размещалась не только сама IKEA, но и десятки магазинов — одежды, обуви, товаров для дома (да той же Inditex, чтобы далеко не ходить).

Если центры продолжают работать, значит должны быть арендаторы площадей — не могут же центры работать без арендаторов. То есть всё постепенно идёт к тому, что места официальных магазинов займут неофициальные импортёры. По крайней мере частично. И (какая ирония) ушедшая из РФ IKEA будет сдавать им площади.

При этом в Минпромторге, где ещё весной резво взялись обеспечивать параллельным импортёрам нормативную базу для их деятельности, похоже, сменилась повестка. По крайней мере первый замминистра Василий Осьмаков утверждает, что:

«…к осени мы будем совершать разворот от тотального открытия всего — обнуления пошлин, параллельного импорта и так далее — к сегментированному, наоборот, закрытию и введению заградительных пошлин против недружественных стран по тем позициям, где у нас начнет происходить новая индустриализация. Пройти по этой грани и не свалиться в такой базар-вокзал а-ля “девяностые” — это наша задача».

Реальные ли это планы или попытка заставить иностранный бизнес прервать бойкот и вернуться на российский рынок (создавать российскую IKEA и российский Inditex конечно нужно, но вряд ли правительство очень хочет делать это в авральном режиме) — увидим ближе к указанному в Минпромторге сроку.