Недавно я написала текст "Отношения были бы легче, если бы люди говорили о своих чувствах".
И мне сразу задали множество вопросов: почему все-таки многие люди не говорят о том, что чувствуют, а с разгону, обвиняют, требуют, или уходят в жертву, игнорируют, избегают?
Вспомните, насколько вам позволяли выражать свои чувства ваши родители. Или вы еще ребенком поняли, что лучше молчать, не делиться? Лучше быть умным, чем чувствующим? Лучше быть хорошим, чем живым?
Я расскажу историю одной женщины, которая до недавнего времени не выносила эмоций других людей, осуждала их, отстранялась...
....Я попросила ее уточнить - какие именно чувства она не выдерживает? И она ответила: интенсивный плач и бурную радость. Эти эмоции казались ей отвратительными, и даже неприличными. Но, одновременно, она осуждала себя за "черствость" и "холодность".
Удивительно устроен человек! Такие разные чувства испытывает одновременно. Но, когда мы стали разбираться с ее историей, все встало на свои места и нашло свое объяснение.
Я спросила ее, кто ее напугал громкими чувствами. Кто именно громко плакал, страдал, отчего ей было неприятно?
Она тут же вспомнила похороны отца, когда ей было около 9-10 лет. Собралась многочисленная родня. Мама рыдала, сестра рыдала, а она - нет. Почему?
Может, была в ступоре, а может, сработал тот фактор, что отца она боялась, и теплой связи между ними не было.
Так вот, многочисленная родня стала громко ее осуждать - как, мол, так, не горюешь об отце? Черствая, да и только!
Чужое осуждение спровоцировало вину - она почувствовала себя черствой и холодной. Но, как ни старалась, не смогла выдавить из себя ни одной слезы.
Вторая реакция, которая у нее возникла - сопротивление: "Не буду я плакать, как бы вы этого не хотели!".
Так и закрепились эти реакции в отношениях. Будучи неосознанными, сценарии "переносились" на других всех людей, которые, как будто, требовали от нее включенности, сопереживания. И у нее снова возникали эти две реакции - вина и сопротивление.
Почему так произошло? Потому что ребенка нужно принять в тех чувствах, в которых он есть. Его нельзя заставить переживать "правильные чувства". А если его осуждать, то он непременно почувствует себя плохим.
Если ребенка принимают в его чувствах, у него укрепляется связь с собой, возникает доверие своим чувствам (мои чувства нормальны, у них есть причина). На такой базе возникает и эмпатия, и доверие чувствам других людей - если они чувствуют горе, значит, у них есть причина! Чувствовать эмпатию невозможно, если собственные чувства подавлены.
А почему возникает сопротивление? Сопротивление в данном случае служит защитой собственного достоинства, а необходимость себя защитить очевидна - ведь взрослые взламывали границы! Причем - жестко, осуждающе, группой.
А почему ее раздражала радость? Женщина сразу вспомнила, как бабушка заставляла ее прикрывать рот, когда она смеялась. Уже забылось, под каким предлогом это происходило, но отчетливо вспомнилось указание бабушки - прикрой рот!
Сейчас, когда женщина все это вспомнила, ее переполнила злость на всех подавивших ее взрослых. Она осознала, и позволила себе чувствовать "свои чувства", а не те, которые "правильно чувствовать", и осознала, что ей затыкали рот в моменты радости! Но теперь все кончено, она имеет право на радость.
В конце сессии я обычно "проверяю", как присвоились новые права. И в этот раз я попросила ее вспомнить раздражавшие раньше слезные страдания одной из подруг. И предложила ей прислушаться к своим чувствам. Что-то изменилось?
"Она плачет, но ко мне это не имеет отношения. Это ее процесс, она имеет на него право. Я не должна так же громко страдать". Я спросила, сохраняется ли осуждение?
Она отвечает, что - нет, осуждения больше нет. Потом она вспоминает истерику четырехлетнего сына и с удивлением чувствует те же изменения - он больше не раздражает своими громкими эмоциями. "Что-то ему не нравится, вот он и кричит. Я даже чувствую теплоту к нему, хочу помочь".
А что с бурной радостью?
"Я сама хочу радоваться открыто и живо, не затыкая себе рот. И с той подругой, которая умеет это делать, мне будет легче - ведь она уже себе разрешила быть свободной".
Вы можете прожить мои практики, используя записи терапевтических встреч по работе с эмоциями.
Три мои книги вы можете купить Здесь
Книгу "Сепарация: как перестать зависеть от других людей" можно купить Здесь