Найти тему
Истории тётушки Юлии Рысь

Сказка о "мертвой" и "живой" воде

Раз в Крещенский вечерок... нет, не девушки гадали, а тётушка Рысь сказки сказывала. Да и не совсем в крещенский... Не об этом сказ! Давайте не придираться к тётушке...

Тематическая картинка из свободных источников
Тематическая картинка из свободных источников

Сказ мой о том, что с 21-го июня висела в черновиках на Дзене продолжение истории об огне, воде и волшебной траве. Висело и ждало своего часа с пометкой "на декабрь", потому что история та не окончена была... Да и не могла быть окончена, ведь сказ о водице живильной не полон бы был, без былины о совершенно другой стороне волшебной водицы, когда та самая водица... приобретала совершенно другие свойства.

Ну, или, если вам больше нравится научный язык: вода — бинарное неорганическое соединение, молекула которого состоит из двух атомов водорода и одного — кислорода, соединенных между собой ковалентной связью...

Нет? Не нравятся речи заумные? Мне тоже! Поэтому и вернусь к сказочке своей о том, как... Вдруг... Даже без мановения волшебной палочки, просто сама по себе, водица вдруг приобретает магические свойства, которые уже не могут объяснить ни наука, ни техника, ни логические обоснования...

А секрет в том, что два раза в году водица приобретает силу чудодейственную и всякий, искупавшись в ней, али просто пригубив глоток, получает силу богатырскую, красу неписаную, любовь крепкую, богатства несметные и жизнь долгую счастливую. И посему охотятся за волшебной водицей и добры молодцы, и красны девицы, и старцы древние.

И передаются от деда к отцу, от отца к сыну, и так далее по роду, сказания о приметах вещих, да денёчках колдовских. А приметы таковы: как только Ярило на своей колеснице свершит Коловорот, так и день ведовский близко. Два раза в году Ярило перекраивают с Семарглом день и ночь: в один день в холода лютые Семарг владеет Миром, и ночь тогда длинная тёмная, суровая, а летом — Ярило властвует, и ночь становится короткая, тёплая и озорная, аки дуновение ветра ласкового...

Тематическая картинка из свободных источников
Тематическая картинка из свободных источников

Думаю, что вы уже догадались, что сегодня я продолжу сказ о праздниках Ивана Купалы и Йоле — праздникам солнцестояния... И раз о Купале говорили уже, то сказочка скажет о Йоле, или о зимнем солнцевороте. Или, как говорила моя бабуля — о зимней Коляде.

Маленький хлопчик
Сел на снопчик,
В дудочку играет,
Коляду потешает...

А почему, просите вы, водица в эти дни волшебной становится?

Давно дело было, когда о вере Христовой на Руси и слыхом не слыхивали, и почитали славяне Богов своих предков: Перуна и Даждьбога, Ярило и Смарагла, Мокошь и Ладу... И верили люди, что когда Коловорот свершается с зимы на лето, и с лета на зиму наступают праздники великие, обрядовые. Многое боги давали, но чтобы небожители добрее были нужно было совершать таинства и ритуалы. Отсюда и ряженья в нищих и цыган, и песнопения-заговоры, и купания в "мертвой" али "живой" воде. 

Но, издавна известно, что нечисть всякая противится желаниям человеческим завладеть колдовской водицей, вот и чинит препятствия разные, злокозненные. И чтобы свести все попытки нечисти злобной помещать людям добрым, нужно было её, эту самую силушку враждебную обманывать: рядиться в одежды чуждые да не называть друг друга именами истинными, отпугивать нежить свякую смехом, песнопениями, весельем и огнём. 

А что же с водицей делалось? А водица просто жила своей жизнью текучей, в ожидании часа волшебного, чтобы наполниться свойствами животворящими да чудодейственными. А вот приобретёт ли живильная влага "живой", либо "мёртвой" силушки — то от Коловорота зависло. Да от Ярила, который летал на своей колеснице золочёной по небушку синему: али высоко, даря тепло, али низенько, прячась да скрываясь...

Так вот, "живой" водица становится, когда вся Матушка-природа, в самом соку была, и власть её безраздельна была — в самый длинный день в году. В ту самую заветную ночь Купавскую, приобретала водица свойства живильные. Всё, чтобы детки здоровыми рождались, красоту матушке, да силушку батюшке. И болезным исцеление, коли недуги да хвори уже на нет сходили, и только требовалось, что вдохнуть в недужего силушки для жизни новой. Вот поэтому и ритуалы в ночь Купавскую нужно было блюсти такие, в которых сила влюблённых на стойкость проверялась, чтобы пары соединять, души будущих детишек завлекать, да на путь выздоровления вставать обеими ноженьками...

Тематическая картинка из свободных источников
Тематическая картинка из свободных источников

Другое дело с водой "мёртвою", зимнею... Да и "мёртвою" водица звалась не потому что несла горе да беды на голову, а потому что волшебство у неё иное было. Водица "мёртвая" болезни исцеляет, старикам молодость возвращает, да тело от напасти очищает. Как в сказках помните? Разрубил Тугарин-поганец богатыря на части, прилетел ворон добрый, али волк серый, стукнулся о земь, обернулся добрым молодцем, другом богатыря... Достал сосуд с волшебною "мёртвою" водою, брызнул на тело богатыря и... кусочки сами собой на место встали, как и не было увечья никакого! А уж далее в ход шла водица "живая", чтобы к жизни вернуть и сделать богатыря краше прежнего!

Но... было и "но" большущее: охраняли водицу "мёртвую" не духи лесные, как "живую", а души предков. Лишь они могли, с высоты своего опыта жизненного и справедливости ради решать, как судить потомков: вознаградить, али наказать по вине их.

И если силу колдовскую из купавской "живой" водицы могли набрать прыткие да смелые, то прежде чем получить исцеление и очищение водою "мёртвою" нужно было ещё доказать делами своими, что благ достоин. А как доказать? Только житьём честным да делами добрыми во благо близким. И тут души предки завсегда непреклонны, им-то сверху виднее: и поступки, и помыслы тайные. Да и не обманешь души, враз заметят: взаправду ты чистый думами, али только людям добрым пытаешься пыль в глаза пускать, деяниями праведными кичиться.

Вот поэтому и праздники зимние, завершающиеся купанием в проруби, назывались Святцами, или Святками, как все души умерших предков называлися в древности.

Начинались Святки со дня зимнего солнцестояния — зимнего Коловорота (Коловрата) и длились целый месяц. В этот период было принято духов всячески задабривать. Сделать это можно было способами разными.

Во-первых, можно было одолжить душе чьей-то на время празднества великого тело своё. То бишь, нарядиться в чужие одежки, причём недобрые: цыган лихих, али разбойников. А уж потом во время купания в проруби вернуть себе своё тело очищенным, обновлённым. Хороший ритуал, ведь сразу видно было: коли после ледяного купания ряженый захворал, али помер невзначай — значит не достоин был продолжать жизнь свою земную... А вот коли болезный вдруг после омовения в проруби получал вдруг исцеление — молодец, простили ему души предков прегрешения, дали ещё шанс один прожить жизнь, как подобает.

Тематическая картинка из свободных источников
Тематическая картинка из свободных источников

Способ другой — задобрить души предков, радость нести в дома: колядовать и щедровать.

Если вы не знали, то "коляда" — это хвалебная песнь Коловороту и Ладо (если совместить, то и получается — Коляда). Чем задорнее и радостней песня будет, тем душам умерших веселей в дни их памяти. А чтобы ещё поболее задобрить, следует и Коловорот ещё сделать побольше, да поярче.

А хочешь показать, что хозяин ты щедрый да добрый — добро пожаловать в щедровщики. Из дома возьми всё, чем поделиться хочешь и можешь и... иди — делись на здоровье своё и душам предков на радость. Зерном поделишься — урожай добрый пожелаешь, угощеньями и лакомствами — достатком на многие лета дом обеспечишь, а если в дом чужой живность какую принесёшь — семья та точно ещё на одного, а то и на двух детишек прибавится.   

Завершает празднество великое — купание в проруби.

А вот к ближе к полночи, в самую Крещенскую ночь, можно уже приходить за водицею "мёртвою". Только не всякий сможет водицы набрать: некоторые души не сразу возвращаются откуда пришли и до первых петухов бродят средь живых: кого пугают до смерти, кого с собой забирают... Так что набрать чудодейственной воды впрок не так уж и просто... Смелости надо набраться, душу очистить от помыслов лихих, да готовым быть встретиться с предками, чтобы ответ держать по совести.

Вот и сказочке конец, а кто понял, что никакого отношения Крещенские и Купавские забавы к христианству не имеют — молодец. Почему тогда они появились в христианстве? Да просто совпали по случайности Святки с Крещением, а Купало с рождением Иоанна Крестителя. Привыкли люди к весёлым праздникам, настолько, что не захотели и в новой вере от них отказываться. Как, впрочем, и от многих других праздников, например,  Масленицы... О которой я уже сказки сказывала с рецептом иноземным:

Запись на стене

А раз сказке конец, то все, кто прочёл — молодец!

P.S. Другие каналы автора:

Истории тётушки Рысь
Истории тётушки Рысь