Раз в Крещенский вечерок... нет, не девушки гадали, а тётушка Рысь сказки сказывала. Да и не совсем в крещенский... Не об этом сказ! Давайте не придираться к тётушке...
Сказ мой о том, что с 21-го июня висела в черновиках на Дзене продолжение истории об огне, воде и волшебной траве. Висело и ждало своего часа с пометкой "на декабрь", потому что история та не окончена была... Да и не могла быть окончена, ведь сказ о водице живильной не полон бы был, без былины о совершенно другой стороне волшебной водицы, когда та самая водица... приобретала совершенно другие свойства.
Ну, или, если вам больше нравится научный язык: вода — бинарное неорганическое соединение, молекула которого состоит из двух атомов водорода и одного — кислорода, соединенных между собой ковалентной связью...
Нет? Не нравятся речи заумные? Мне тоже! Поэтому и вернусь к сказочке своей о том, как... Вдруг... Даже без мановения волшебной палочки, просто сама по себе, водица вдруг приобретает магические свойства, которые уже не могут объяснить ни наука, ни техника, ни логические обоснования...
А секрет в том, что два раза в году водица приобретает силу чудодейственную и всякий, искупавшись в ней, али просто пригубив глоток, получает силу богатырскую, красу неписаную, любовь крепкую, богатства несметные и жизнь долгую счастливую. И посему охотятся за волшебной водицей и добры молодцы, и красны девицы, и старцы древние.
И передаются от деда к отцу, от отца к сыну, и так далее по роду, сказания о приметах вещих, да денёчках колдовских. А приметы таковы: как только Ярило на своей колеснице свершит Коловорот, так и день ведовский близко. Два раза в году Ярило перекраивают с Семарглом день и ночь: в один день в холода лютые Семарг владеет Миром, и ночь тогда длинная тёмная, суровая, а летом — Ярило властвует, и ночь становится короткая, тёплая и озорная, аки дуновение ветра ласкового...
Думаю, что вы уже догадались, что сегодня я продолжу сказ о праздниках Ивана Купалы и Йоле — праздникам солнцестояния... И раз о Купале говорили уже, то сказочка скажет о Йоле, или о зимнем солнцевороте. Или, как говорила моя бабуля — о зимней Коляде.
Маленький хлопчик
Сел на снопчик,
В дудочку играет,
Коляду потешает...
А почему, просите вы, водица в эти дни волшебной становится?
Давно дело было, когда о вере Христовой на Руси и слыхом не слыхивали, и почитали славяне Богов своих предков: Перуна и Даждьбога, Ярило и Смарагла, Мокошь и Ладу... И верили люди, что когда Коловорот свершается с зимы на лето, и с лета на зиму наступают праздники великие, обрядовые. Многое боги давали, но чтобы небожители добрее были нужно было совершать таинства и ритуалы. Отсюда и ряженья в нищих и цыган, и песнопения-заговоры, и купания в "мертвой" али "живой" воде.
Но, издавна известно, что нечисть всякая противится желаниям человеческим завладеть колдовской водицей, вот и чинит препятствия разные, злокозненные. И чтобы свести все попытки нечисти злобной помещать людям добрым, нужно было её, эту самую силушку враждебную обманывать: рядиться в одежды чуждые да не называть друг друга именами истинными, отпугивать нежить свякую смехом, песнопениями, весельем и огнём.
А что же с водицей делалось? А водица просто жила своей жизнью текучей, в ожидании часа волшебного, чтобы наполниться свойствами животворящими да чудодейственными. А вот приобретёт ли живильная влага "живой", либо "мёртвой" силушки — то от Коловорота зависло. Да от Ярила, который летал на своей колеснице золочёной по небушку синему: али высоко, даря тепло, али низенько, прячась да скрываясь...
Так вот, "живой" водица становится, когда вся Матушка-природа, в самом соку была, и власть её безраздельна была — в самый длинный день в году. В ту самую заветную ночь Купавскую, приобретала водица свойства живильные. Всё, чтобы детки здоровыми рождались, красоту матушке, да силушку батюшке. И болезным исцеление, коли недуги да хвори уже на нет сходили, и только требовалось, что вдохнуть в недужего силушки для жизни новой. Вот поэтому и ритуалы в ночь Купавскую нужно было блюсти такие, в которых сила влюблённых на стойкость проверялась, чтобы пары соединять, души будущих детишек завлекать, да на путь выздоровления вставать обеими ноженьками...
Другое дело с водой "мёртвою", зимнею... Да и "мёртвою" водица звалась не потому что несла горе да беды на голову, а потому что волшебство у неё иное было. Водица "мёртвая" болезни исцеляет, старикам молодость возвращает, да тело от напасти очищает. Как в сказках помните? Разрубил Тугарин-поганец богатыря на части, прилетел ворон добрый, али волк серый, стукнулся о земь, обернулся добрым молодцем, другом богатыря... Достал сосуд с волшебною "мёртвою" водою, брызнул на тело богатыря и... кусочки сами собой на место встали, как и не было увечья никакого! А уж далее в ход шла водица "живая", чтобы к жизни вернуть и сделать богатыря краше прежнего!
Но... было и "но" большущее: охраняли водицу "мёртвую" не духи лесные, как "живую", а души предков. Лишь они могли, с высоты своего опыта жизненного и справедливости ради решать, как судить потомков: вознаградить, али наказать по вине их.
И если силу колдовскую из купавской "живой" водицы могли набрать прыткие да смелые, то прежде чем получить исцеление и очищение водою "мёртвою" нужно было ещё доказать делами своими, что благ достоин. А как доказать? Только житьём честным да делами добрыми во благо близким. И тут души предки завсегда непреклонны, им-то сверху виднее: и поступки, и помыслы тайные. Да и не обманешь души, враз заметят: взаправду ты чистый думами, али только людям добрым пытаешься пыль в глаза пускать, деяниями праведными кичиться.
Вот поэтому и праздники зимние, завершающиеся купанием в проруби, назывались Святцами, или Святками, как все души умерших предков называлися в древности.
Начинались Святки со дня зимнего солнцестояния — зимнего Коловорота (Коловрата) и длились целый месяц. В этот период было принято духов всячески задабривать. Сделать это можно было способами разными.
Во-первых, можно было одолжить душе чьей-то на время празднества великого тело своё. То бишь, нарядиться в чужие одежки, причём недобрые: цыган лихих, али разбойников. А уж потом во время купания в проруби вернуть себе своё тело очищенным, обновлённым. Хороший ритуал, ведь сразу видно было: коли после ледяного купания ряженый захворал, али помер невзначай — значит не достоин был продолжать жизнь свою земную... А вот коли болезный вдруг после омовения в проруби получал вдруг исцеление — молодец, простили ему души предков прегрешения, дали ещё шанс один прожить жизнь, как подобает.
Способ другой — задобрить души предков, радость нести в дома: колядовать и щедровать.
Если вы не знали, то "коляда" — это хвалебная песнь Коловороту и Ладо (если совместить, то и получается — Коляда). Чем задорнее и радостней песня будет, тем душам умерших веселей в дни их памяти. А чтобы ещё поболее задобрить, следует и Коловорот ещё сделать побольше, да поярче.
А хочешь показать, что хозяин ты щедрый да добрый — добро пожаловать в щедровщики. Из дома возьми всё, чем поделиться хочешь и можешь и... иди — делись на здоровье своё и душам предков на радость. Зерном поделишься — урожай добрый пожелаешь, угощеньями и лакомствами — достатком на многие лета дом обеспечишь, а если в дом чужой живность какую принесёшь — семья та точно ещё на одного, а то и на двух детишек прибавится.
Завершает празднество великое — купание в проруби.
А вот к ближе к полночи, в самую Крещенскую ночь, можно уже приходить за водицею "мёртвою". Только не всякий сможет водицы набрать: некоторые души не сразу возвращаются откуда пришли и до первых петухов бродят средь живых: кого пугают до смерти, кого с собой забирают... Так что набрать чудодейственной воды впрок не так уж и просто... Смелости надо набраться, душу очистить от помыслов лихих, да готовым быть встретиться с предками, чтобы ответ держать по совести.
Вот и сказочке конец, а кто понял, что никакого отношения Крещенские и Купавские забавы к христианству не имеют — молодец. Почему тогда они появились в христианстве? Да просто совпали по случайности Святки с Крещением, а Купало с рождением Иоанна Крестителя. Привыкли люди к весёлым праздникам, настолько, что не захотели и в новой вере от них отказываться. Как, впрочем, и от многих других праздников, например, Масленицы... О которой я уже сказки сказывала с рецептом иноземным:
А раз сказке конец, то все, кто прочёл — молодец!
P.S. Другие каналы автора: