Провансальские трубадуры создали не только замечательную поэтическую культуру, но и своеобразную культуру любви. Главной темой, содержанием и сутью поэзии трубадуров является любовь к Даме, любовь, которую принято называть «куртуазной». Трубадур, как правило неженатый, влюблен в Даму, обычно замужнюю и поставленную выше его в обществе. Дама относится к нему более или менее сурово — самое большее, чего он изредка удостаивается, это улыбка или приветливый взгляд; поцелуй считается уже высшей наградой. Напротив, стремление трубадура к Даме — бесконечно. Для него Дама представляет идеал красоты, добра и совершенства.
Наиболее полный сборник провансальской средневековой поэзии «Песни трубадуров» специально для издательства «Вита Нова» проиллюстрировала самобытная художница — Ребекка Модлен. В ее иллюстрациях, обрамленных затейливыми узорами, прекрасные дамы обретают новую жизнь. Художнице удалось создать образы одновременно напоминающие средневековые иллюминированные манускрипты и совсем на них не похожие.
Ревекка Борисовна Модлина родилась 6 сентября 1934 года в Ленинграде.
В 1958 году окончила Художественную школу-мастерскую на Таврической улице — так называемое «Таврическое училище» (в 1992 году преобразовано в Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. К. Рериха) — по классу скульптуры. Входила в «Орден нищенствующих живописцев», созданный Александром Арефьевым (1931–1978). В первом браке была замужем за художником Рихардом Васми (1929–1998), а в 1960-1962 гг. - была замужем за художником Александром Арефьевым.
В 1963 году встретилась с Михаилом Шемякиным и в 1964-м вышла за него замуж, в том же году у них родилась дочь Доротея. В 1971 году вместе с дочерью эмигрировала во Францию, через пять месяцев за ними последовал Шемякин.
«Одна из важных составляющих любви – честь. От слова «честный». Любовь истинная должна быть честной. Это когда ты даёшь слово поступить определённым образом, сделать что-то ради человека или когда обещаешь довести дело до конца – и держишь слово...»
Михаил Шемякин
Творчество Ребекки Модлен, на протяжении многих лет развивавшееся во взаимно плодотворном сотрудничестве с Михаилом Шемякиным, глубоко оригинально и отличается особым вниманием к колориту, к декоративным элементам искусства прошлых эпох, которые претворяются художницей в синтетический стиль, отвечающий эстетическим предпочтениям Новейшего времени.
Тешились мысли мои,
О печали забыв,
Но Дама, чей стан красив,
Чье сердце кротко и нежно,
Сказала, что безнадежно
К ней взывать о любви;
Все ж, не смирясь с судьбой,
Я надеюсь мольбой
Смягчить ее, а дотоль
Уныла моя юдоль.
Арнаут де Марейль