У женских персонажей из современных сериалов появилось больше свободы, они не дадут себя в обиду. Этих девушек никто не назовет «декорациями для развития мужчин», ведь они стали самостоятельными личностями, у которых куча интересов, кроме семьи. Но еще несколько лет назад ситуация в корне отличалась. Что изменилось? Изучаем на примере любимых сериалов.
80-е: время хороших девочек в беде
Вспомним популярные американские сериалы 80-х: «Квантовый скачок», «Рыцарь дорог», «Частный детектив Магнум» «Команда А» «Джамп стрит, 21». В них главные герои — мужчины. Это было время суровых парней.
Подростковых сериалов мало: «Чарльз в ответе», где главный герой — парень; «Альф», где ключевой персонаж — пришелец, и «Фантастическая девушка» — наверное, единственный сериал 80-х про подростков с главной героиней. Правда, 13-летняя Иви показана откровенно недалекой. Сюжет всего ситкома строится на том, что она необдуманно использует свои суперспособности, унаследованные от отца.
Зато в 80-е появляется много мультсериалов, которые пользуются популярностью у подростков: «Чип и Дейл спешат на помощь», «Утиные истории» и «Черепашки мутанты ниндзя». Правда, и там главные персонажи — мужские.
Гаечка даже не вынесена в название сериала «Чип и Дейл спешат на помощь», хотя она тоже активно участвует в спасательных миссиях. Но будем честны: чаще всего она приходит на подмогу как пилот, изобретатель и механик. Гаечка — вспомогательный персонаж, который помогает раскрыть главных героев через их соперничество на романтическом поприще. Чувства же самой Гаечки мало интересуют Чипа и Дейла.
В «Черепашках мутантах ниндзя» единственный женский персонаж — репортер Эйприл О’Нил. Она вечно оказывается в опасных ситуациях, а парни-черепашки ее спасают. Главный злодей Шреддер часто использует Эйприл в качестве приманки, чтобы выманить черепашек из укрытия.
А что в это время в СССР? Популярных подростковых сериалов много, правда, там тоже мальчишки в главных ролях: «Приключения электроника», «Тимур и его команда» и многие другие. Но самая яркая главная героиня подростковых сериалов 80-х появляется именно в Советском Союзе. Это Алиса Селезнёва из «Гостьи из будущего». В школе девушка впечатляет всех знанием английского и самыми длинными прыжками на физкультуре. В конце сериала именно она спасает из лап пиратов Колю, а не наоборот. Символично, что в финале Селезнёва возвращается в будущее, ведь главным героиням нет места в 80-х.
90-е: женское счастье в семье и детях
В это десятилетие главная цель девушек на экране — удачно выйти замуж. Самый популярный сериал 90-х «Друзья» завершается, когда каждая из героинь находит свою истинную любовь; к этому моменту у всех девушек уже есть дети. Женщина-карьеристка в то время изображается одинокой и несчастной. Вспомним сериал «Элли МакБил» про успешного адвоката, у которой не ладится личная жизнь. В тоже время появляется образ одинокой женщины-воительницы: Зена — королева воинов.
Весь сюжет первого сезона «Бухты Доусона» строится на том, что хорошая девочка Джоуи мечтает о соседском мальчике из богатой семьи Доусоне, а тот считает ее другом. Он влюбляется в нее только тогда, когда видит на сцене в вечернем платье и с макияжем на конкурсе красоты. Дальнейшие пять сезонов они встречаются и расстаются.
2000-е: девушки не хотят ничего решать, а хотят платьице
В нулевые женщины чаще становятся центральными персонажами, но их речи и поступки продолжают писать и снимать мужчины. Так на экране появляются женские версии «мужских» профессий: «Шпионка», где Дженнифер Гарнер играет двойного агента и лихо укладывает на лопатки плохих парней, и «Темный ангел» с Джессикой Альбой в роли идеального солдата. Это сильные, почти неуязвимые героини, владеющие навыками стрельбы и боя. На задания они отправляются в сексуальных нарядах и с распущенными волосами, которые не лезут в глаза. Проблема этих сериалов в том, что в них легко можно заменить главную героиню на героя, и ничего толком не изменится.
Показательным примером героини-подростка в это время становится «Вероника Марс» — старшеклассница, которая после школы помогает собирать улики отцу-детективу. Автор идеи сериала — Роб Томас. Изначально он писал «Веронику Марс» как роман для подростков с мужским центральным персонажем, а потом просто подставил женское имя.
В это же время эволюция женского образа начинает идти и в другую сторону — в сторону женственности. В конце 90-х стартует «Секс в большом городе», который закрепляет за женщинами интерес не только к интимной сфере, но и к моде. Подростковые сериалы подхватывают этот тренд, и появляется «Сплетница» — история о жизни манхэттенской элиты, где все героини одеты как на подбор. Сериал задумывался с целью научить молодежь стильно одеваться, поэтому к его созданию привлекли профессионального дизайнера — Эрика Дамана. Героини «Сплетниц» задавали тренды: Блэр, одна из первых королев драмы, ввела моду на цветные ободки и одежду, напоминающую школьную форму, а Серена научила зрительниц носить экстремальные мини.
До 2000 годов в подростковых сериалах чаще всего показывали стройных, ухоженных, сексапильных девушек в опрятной одежде. Обычно они были добрыми, коммуникабельными и постоянно улыбались. Тинейджеры сравнивали себя с идеальными героинями и комплексовали. Наконец в противовес гламурным девушкам появилась «Дурнушка Бетти» в очках и с брекетами. Эта американская адаптация колумбийской «мыльной оперы» взяла два «Золотых глобуса» и распространила образ Бетти по всему миру: в 70 странах вышли свои версии. Полноватая веснушчатая героиня, далекая от стиля, высмеивала тягу девушек к гламуру и их стремление искать недостатки в собственной внешности.
2010: поднимаются запретные темы
Чем больше женщин появляется среди сценаристов и режиссеров, тем реалистичнее становятся персонажи. Оказывается, у экранных девушек бывают месячные, и они ходят к гинекологу. И это обычная часть их жизни, с которой они сталкиваются по мере взросления. Например, в «Конце гребаного мира» в кадре показывают кровь главной героини.
Выясняется, что мир девочек не такой уж беззаботный. Раньше девочек в подростковых сериалах часто играли актеры, которые были намного старше персонажей. Например, Лиа Мишель в 22 года изображала школьницу Рейчел в сериале «Хор». И вот тинейджеры смотрели на взрослых, сексуальных, уверенных в себе актрис в роли подростков и комплексовали.
По данным исследования 25 молодежных американских телесериалов 2009-2010 годов над сексуальной эксплуатацией девочек чаще шутили, чем над взрослыми женщинами. 37% упоминаний сексуальной эксплуатации подростков в сериалах подавались как шутки — некоторые ТВ-проекты решили, что лучшим способом борьбы с серьезной проблемой будет юмор. Например, в подростковом мультсериале «Гриффины» можно встретить сексистскую шутку: «Эта девочка идеальна, если ты собирался купить секс-рабыню, но не собирался тратить на это деньги».
Но по данным исследования, такие эпизоды плохо влияют на подростковую психику, поскольку изображают подобное поведение по отношению к девушкам как нечто нормальное.
Со временем в подростковых сериалах стали не высмеивать, а показывать всю серьезность подобных вещей. В скандальном сериале «Школа» Валерии Гай Германики школьнице Ане Носовой приходится в одиночку переживать шантаж химика и насмешки одноклассников над ее эротическими фотографиями, попавшими в сеть. Девочка не замалчивает эту историю, а идет к директору школы и жалуется на преподавателя, после чего его увольняют.
В подростковой драме «13 причин почему» главная героиня Ханна случайно видит, как насилуют подругу, но молчит об этом, а потом тот же парень насилует ее саму. Она пытается с кем-то поговорить о произошедшем, но ни друзья, ни даже школьный психолог не хотят ее слушать. В итоге она кончает жизнь самоубийством.
Но лучшая зарисовка на эту тему пока в «Половом воспитании». В одной из сцен Эйми заходит в автобус, и на ее ногу мастурбирует мужчина. Поначалу она сама не воспринимает произошедшее всерьез, но потом сталкивается с сильными психологическими последствия этого эпизода. У девочки подорвано доверие к мужскому полу, она больше не может заниматься сексом со своим парнем и настороженно относится к любому тактильному контакту. Именно подруга помогает ей понять, что это проблема, и отправляет к сексологу.
2020-е: современные девушки сами спасают себя и подруг
Общая тенденция сейчас — взгляд на героинь через феминистскую оптику, избегание идеализации, больше достоверности. Уходит в прошлое навязанный феминизм, как в «Охотницах за привидениями», где женщины объективируют мужчин, и заигрывание с «новой этикой», где важен не сюжет, а гендерный баланс («Супергерл»). Сегодняшних героинь создают и пишут женщины. Поэтому они получаются объемными и живыми. Они ищут уже не только парней, но и себя: некоторые размышляют о гендерной идентичности и выбирают между полами.
Текущий период хорошо характеризует ирландский сериал «Нормальные люди» о двух старшеклассниках (Марианне и Коннелле), влюбленных друг в друга. В нем нет деления на хороших и плохих, никто никого не осуждает. Просто два человека со своими слабостями и достоинствами учатся быть собой, ладить с другими и преодолевать неловкость друг перед другом. Достоинство сериала и в том, как показывают секс: Марианне для оргазма нужны продолжительные ласки, ее заводит вид обнаженного мужского зада. Кстати, оба оператора сериала — женщины.
Женские персонажи не только оказываются в центре внимания — их изображают как гениев, чего раньше почти не встречалось. Такова Бетт из сериала «Ход королевы». Она школьница, которая обыгрывает взрослых шахматистов. При этом гениальна главная героиня только в шахматах. Направив всю энергию на эту часть жизни, в других она проигрывает: в ее повседневности много наркотиков и алкоголя. Вопреки стереотипному образу болтливой, эмоциональной женщины, Бетт немногословна и холодна.
Современные героини могут быть опасными. Так происходит в сериале «Девчонки». Проект рассказывает о жизни 15-летних подруг на баскском побережье Франции. Жизнь Хлои, Руби, Софи и Констанс резко меняется после вечеринки в честь окончания учебного года. Для их одноклассницы Анаис тусовка закончилась комой — ее сбили на машине. Кто это был, пытаются понять все герои сериала. Подозрения падают на незнакомку Билли, прибывшую в городок сразу после аварии. Заметьте: первая под подозрением — женщина, а не мужчина, как это было во многих других сериалах.
Проект развеивает еще один стереотип: спасать женщину должен мужчина. В «Девчонках» Софи вытаскивает из моря Билли, когда та решает утопиться. Она же выступает в амплуа, в котором обычно изображали мужчин: технический специалист. Девочки в сериалах обычно не дружат с техникой (вспомним Пенни из «Теории Большого взрыва»), но именно Софи проворачивается хакерские штучки в сериале.
Константс представляет направление бодипозитива. Она знает, что у нее лишний вес, но комплексовать начинает, только когда сталкивается с неразделенной любовью. При этом никто в сериале полной ее не считает — никаких обесценивающих комментариев и дурацких шуток.
«Девчонок» делали преимущество женщины: режиссер Зои Ковет, продюсер Кати Раис, почти все сценаристы — Эстель Сурбранс, Элис Бенруби, Виктория Мюзидлак, Шарлотта Векиет. Поскольку они не выдумывали героинь, а писал их с обычных женщин и с самих себя, персонажи похожи на девушек, которых можно каждый день встретить на улице. Они не выглядят идеально, не всегда приветливы, у них бывает плохое настроение, а иногда они вообще не понимают, что с ними происходит.
Эволюция женских образов в подростковых сериалах: почему это важно
Во-первых, девушек стало больше в главных ролях. Во-вторых, наблюдается уход от идеализации, объективации, представления девочек глазами мужчин. В-третьих, у героинь появилось больше свободы. В-четвертых, они перестали быть пассивными: не декорации для развития мужчин, а самостоятельные личности, у которых есть интересы кроме семьи. В-пятых, уходят гендерные стереотипы: старые представления о «настоящей женщине» и «настоящем мужчине» больше не актуальны. В-шестых, в сериалах начинают говорить на ранее запретные темы женской физиологии: месячные, аборты, гинекологи. В-седьмых, сексуальное насилие и эксплуатация осуждаются, а не высмеиваются на экране.
Вся эта эволюция хорошо показана в сериале «Ванда\Вижн», который начинается как ситком 50-х с закадровым смехом и идеальными мужем и женой, а заканчивается принятием реальности, когда главная героиня понимает, что муж мертв, и сама уничтожает мыльный пузырь, в котором жила долгие годы.
Еще в 90-е известный психолог, создатель социального когнитивизма Альберт Бандура доказал, что девочки чаще всего учатся строить близкие отношения, смотря на своих старших подруг и сестер, а также на основе образов медиасреды. Подростки воспринимают ТВ как отражение жизни общества. Смотря сериалы, девочки учатся, как вести себя с мальчиками, а мальчики — как обращаться с девочками.
Поэтому важно, чтобы эволюция женских образов на экране продолжалась. Чтобы у девочек, у которых нет поддержки от родителей, нет положительных примеров здорового общения с противоположным полом и образцов для подражания в карьерном плане, было все это хотя бы на экране. Чтобы они вдохновлялись примерами стойкости духа любимых героинь и думали: «Если она смогла, то и я смогу».