4,1K подписчиков

"Мария-Антуанетта" (2006, Marie Antoinette): Хипстерская история Франции с пирожными

266 прочитали

Это один из фильмов, которые находятся в моём списке любимых, несмотря на противоречия и свисты критиков. Никакие исторические неточности не сделают его плохим в моих глазах. Только ради того, что он невероятно красив, его стоит периодически пересматривать.

Фотосессия актёров фильма "Мария-Антуанетта" от Annie Leibovitz для Vogue, 2006
Фотосессия актёров фильма "Мария-Антуанетта" от Annie Leibovitz для Vogue, 2006

В честь своего хорошего отношения к этому фильму я пособирала интересные факты и сохранила их здесь.

Как появилась идея фильма

В начале 2001 года София Коппола написала леди Антонии Фрейзер (Antonia Fraser) письмо на листе бледно-голубой канцелярской бумаги.

Она приобрела права на экранизацию бестселлера уважаемого британского историка "Мария-Антуанетта: путешествие" (Marie Antoinette: The Journey).

Из всех книг, прочитанных Копполой об обречённой королеве-подростке, она считала книгу леди Антонии “лучшей... полной жизни, а не сухой исторической драмой”. В отличие от других портретов, где она изображалась как чрезмерно балованная гарпия, заслуживающая потерять голову, "Marie Antoinette: The Journey" показывала человека, заслуживающего сопереживания. “Элегическое должно иметь своё место так же, как и трагическое, цветы и музыка, а также революция”, - написала леди Антония в своей авторской заметке. “Прежде всего я попыталacь рассказать драматическую историю Марии-Антуанетты, не предвидя её ужасного конца”.

Коппола сделала то же самое с фильмом. В её сценарии нет обезглавливаний - и вообще ничего общего с Французской революцией. Вместо того, чтобы сводить образ королевы к фразе, которую она на самом деле никогда не произносила - Qu’ils mangent de la brioche (Пусть они едят бриоши) - Коппола показала Марию-Антуанетту такой, какой она была: молодой женщиной, которую не научили думать о жизни за пределами позолоченных ворот Версаля.

“Марии было всего 14 лет, когда её отправили из Австрии, чтобы она стала королевой Франции. Я чувствовал себя обязанной изобразить, как её история была искажена с течением времени. У меня была идея о том, как интерпретировать её жизнь так, чтобы она казалась юной и девчачьей, а не академичной”, - рассказывала режиссёр свою точку зрения в интервью для журнала Vogue.

Концепция фильма

"Мария-Антуанетта" с Кирстен Данст в главной роли монаршей особы – это модная арт-хаусная драма, костюмированная как высокобюджетная пьеса 18 века.

Джейсон Шварцман в роли Людовика XVI и Кирстен Данст в роли Марии-Антуанетты
Джейсон Шварцман в роли Людовика XVI и Кирстен Данст в роли Марии-Антуанетты

Коппола изо всех сил старалась сжать короткую, но насыщенную событиями жизнь королевы в фильм, который казался бы доступным каждому желающему познакомиться с личностью Марии-Антуанетты и с её окружением. Ей нравилось "пробиваться" сквозь подростковый мир Марии-Антуанетты в процессе работы над проектом. Вечеринки, мода, вот, что важно, и наравне с этим её меньше занимали трагические последние годы жизни.

Коппола совмещала написание сценария "Марии-Антуанетты" со сценарием, который стал её вторым полнометражным фильмом “Трудности перевода”/Lost in Translation, историей о молодой американке и увядающей кинозвезде в Токио.

Музыка

Музыка так же важна для образа Марии-Антуанетты, как диалоги и костюмы. Потому общий стиль фильма Софии Копполы создавался с большим вниманием к саундтреку. Он был собран в основном из микстейпов, предоставленных давним другом и коллегой Софии Брайаном Райтцеллом (Brian Reitzell).

Вместо Кристофа Виллибальда Глюка (Christoph Willibald Gluck) - любимого композитора королевы - фильм “Мария-Антуанетта” сопровождается музыкой юности самой Копполы: New Order, The Cure, Bow Wow. Она написала свой сценарий, слушая серию из 40 песен на микстейпах, получивших название “Versailles Mix 1” и “Versailles Mix 2".

Райтцелл рассказал, что они “изобрели” свой собственный способ создания саундтрека, когда шла работа над фильмом “Девственницы-самоубийцы” (Virgin Suicides), и они думали, как раздобыть музыку для него. У них не было денег, но был "дорогой" вкус.

Брайан Райтцелл и София связались с каждым артистом, чтобы получить их разрешение на использование треков. Если было нужно, они показывали им фрагменты фильма, чтобы убедить музыкантов предоставить им право включения песни в саундтрек.

А фильм "Трудности перевода" (Lost in Translation) наконец открыл для них двери, потому что музыканты поняли, что их музыка будет использована круто. Брайан с Софией действительно многим обязаны музыкантам, давшим песни для "Марии-Антуанетты". Роберт Смит написал своему лейблу, чтобы обе песни Cure можно было использовать в саундтреке за меньшие гонорары. Все брали меньше денег, чем должны были получить, потому что хотели принять участие в фильме.

Осенью 2003 года "Трудности перевода" стали сенсацией благодаря эффекту “сарафанного радио”. Снятый за 4 миллиона долларов, инди-фильм заработал более 120 миллионов долларов и принёс актёрскому составу и съёмочной группе множество наград, в том числе премию Oscar за “Лучший оригинальный сценарий” для Софии Копполы. Благодаря такому успеху, она смогла без особых трудностей приступить к съёмкам своего следующего фильма.

Финансирование и "трудности" производства

Благодаря поддержке Sony, бюджет "Марии Антуанетты" (Marie Antoinette) составил 40 миллионов долларов, и постановка официально получила "зелёный свет".

Коппола написала сценарий специально для Кирстен Данст (муза дебютной картины Софии “Девственницы-самоубийцы”) и Джейсона Шварцмана (двоюродного брата Софии) в качестве сексуально некомпетентных молодожёнов. Болезненно застенчивый Людовик XVI несколько лет отказывался сочетаться браком с Марией-Антуанеттой, к большому огорчению двора, который ожидал, что королева забеременеет tout suite, то есть немедля. Это была единственная причина, по которой её послали сюда - обеспечить союз между Австрией и Францией, произведя на свет наследника мужского пола.

София Коппола приехала во Францию осенью 2004 года для подготовки к съёмкам. В течение шести месяцев она работала с кастинг-директорами из Лос-Анджелеса, Лондона и Парижа, чтобы найти графов и мадам, населявших Версальский дворец, для участия в съёмках.

София Коппола фотографирует Кирстен Данст в образе Марии-Антуанетты в Château de Pontchartrain во Франции, 2005 в декорациях фильма. Фото BRIGITTE LACOMBE
София Коппола фотографирует Кирстен Данст в образе Марии-Антуанетты в Château de Pontchartrain во Франции, 2005 в декорациях фильма. Фото BRIGITTE LACOMBE

Коппола с самого начала ясно дала понять, что не хочет, чтобы её актёрский состав перенимал французский акцент. Если никто из молодых людей-актёров не говорит на этом языке, она утверждала, что нет смысла пытаться имитировать.

Дебют Джейми Дорнана

Джейми Дорнан получил роль графа Ферсена (Axel Fersen). Граф был в тесной дружбе с Марией-Антуанеттой. Историки до сих пор спорят о точной природе их отношений.

"Мария-Антуанетта" стала не только актёрским дебютом Дорнана, но и первым опытом прослушиваний. После ряда проб он встретился с Софией в баре "Хемингуэй" в отеле "Ритц". Всё прошло хорошо, она небрежно сообщила, что он получил роль.

Иронично то, что после такого лёгкого начала, у Джейми Дорнана в карьере наступило затишье на восемь лет. Он снова заявил о себе в экранизации скандального романа Эл Джеймс “Пятьдесят оттенков серого” лишь в 2015 году.

Спальня королевы

Группе фильма разрешили снимать в Версале только один день в неделю, и им пришлось воссоздавать дворцовые интерьеры в различных замках по всей Франции. Команда из 150 человек сконструировала различные декорации за несколько месяцев, предшествовавших производству.

Самой любимой работой команды стало изготовление спальни королевы. Они потратили 300 000 евро на строительство дома отдыха в замке во французской сельской местности. Эта декорация обошлась дороже всего.

Спальня королевы
Спальня королевы

Вероника Мелери (Véronique Melery, художник-постановщик) рассказала: “Мы знали, что в сценах в спальне будет много крупных планов, поэтому качество деталей должно быть безупречным. Мы воссоздали ощущение этого маленького “лесного” существа, окружённого роскошным гнёздышком, которое всё ещё чувствует себя ужасно одиноким. Спальня выглядит реалистично, она контрастирует с декорациями в Малом Трианоне (Petit Trianon), где у Марии больше свободы и много струящихся белых штор. Каждый интерьер требует своего подхода, который соответствует архитектуре того периода, но также помогает рассказать историю”.

Наряды глазами Милены Канонеро

Что касается взгляда Копполы на жизнь 18 века, то никакие исследования не помогли актёрам лучше вжиться в образ, чем надеть костюмы художника Милены Канонеро (Milena Canonero), лауреата премии Oscar.

Настоящая Мария-Антуанетта никогда не надевала одно и то же два раза, и то же самое можно сказать об её экранной двойнице. Работая в римских ателье, изобилующих шёлком, атласом и тафтой, Канонеро разработала более 70 нарядов для монаршей героини Кирстен Данст (и ещё сотни для её коллег).

Милена Канонеро потом рассказала: “София принесла мне в подарок большую коробку восхитительных макарун Ladurée, но она также сказала, что хочет, чтобы эти пастельные тона вдохновили палитру костюмов Марии-Антуанетты”.

Украшения от Fred Leighton

Ювелирные изделия подготовил ювелир класса люкс Фред Лейтон (Fred Leighton). Он создал украшений на сумму 4 миллиона долларов (кстати, это весь производственный бюджет фильма "Трудности перевода"/Lost in Translation).

Обувь Manolo Blahnik для всех

Обувной дизайнер Маноло Бланик (Manolo Blahnik) также был привлечён к созданию обуви для фильма. Бланик был единственным человеком, который мог создать обувь, подходящую для королевы.

Ранее он работал с Миленой Канонеро, предоставив пару классических черных лодочек Julia, которые Катрин Денёв носит в фильме "Голод" (1983). Однако "Мария-Антуанетта" стала первым фильмом, для которого он создал полную коллекцию.

Причёски для актёров

Большинство актёров носили парики, предоставленные итальянским производителем париков Ricchetti&Ricchetti. Кирстен Данст начинала каждый съёмочный день с причёски и макияжа, которые занимали два с половиной часа.

Давно привыкшая к стремительному темпу модных показов Chanel и Dior, парикмахер Одиль Гилберт (Odile Gilbert) дебютировала в кино на проекте “Мария-Антуанетта”.

Одиль Гилберт была привлечена для создания розовых локонов и заоблачных начёсов для героини Данст.

Одна из причёсок Марии-Антуанетты
Одна из причёсок Марии-Антуанетты

Petit Trianon/Малый Трианон

Одним из районов Версаля, с которым Коппола и её команда познакомились ближе всего, был Малый Трианон.

Замок был подарком Людовика XVI своей жене, которая приезжала туда, чтобы избежать душных дворцовых формальностей. Никому не разрешалось входить во владения без разрешения королевы, чьей величайшей радостью было бездельничать в саду со своими детьми и членами её ближайшего окружения.

Приём фильма в народе

Каждый человек, который работал над "Марией-Антуанеттой", отмечал способность Копполы сделать даже самый хаотичный день на съёмочной площадке приятным. Она включала музыку из саундтрека к фильму через громкоговорители, в то время как статисты в парадных костюмах делали перерывы на сигареты и ели макаруны.

Тем не менее, такие усердные труды были освистаны в Каннах. Своё недовольство выразили и Дэвид Линч, и Мартин Скорсезе.

В New York Times писали: “Хотя никто не требовал головы режиссера, демонстрация фильма "Мария-Антуанетта" наполнила театр бурным свистом и редкими аплодисментами”.

Зато именно наряды завоевали награду Oscar в 2007 году.