Это была обычная работа, в обычном особняке, в Москве, на Сивцевом Вражке. Специалисты группы КТБ обследовали строительные конструкции ничем не примечательного особняка, построенного в 1917 году.
Все шло как обычно: выявляли трещины, устанавливали гипсовые маячки и реперы, проводили геодезические измерения и по завершении работ подготовили отчет. Дом оказался крепким, сейчас в нем располагается бизнес-центр «Сивцев Вражек 30». Вот только расположился он по чужому адресу.
«Стоял тот дом, всем жителям знакомый, его еще Наполеон застал», — пел Владимир Высоцкий, и это точно отражает историю построек на Сивцевом Вражке. На самом деле обследованному особняку бизнес-центра официально присвоен адрес: Сивцев Вражек, дом 30 строение 4 и когда-то он был частью большой усадьбы, основной дом которой обозначен на картах под номером 30, строение 1.
Петровские времена
Эта усадьба — одно из загадочных и неисследованных родовых гнезд старой Москвы и ее история началась еще в петровские времена, когда на месте более ранних построек (а в старину москвичи не любили забрасывать «намоленное» место и даже после сноса вновь строились на старых фундаментах) возникла усадьба Протасовых.
Судя по всему, ее первым владельцем был генерал-поручик Яков Яковлевич Протасов, потом его дети: обер-провиантмейстер Петр и сенатор Александр. Была у них и сестра «девица Наталья», которая за 70-летнюю жизнь пережила и своих братьев, и пожар Москвы во время наполеоновского нашествия, ничего не оставивший от богатого дома с большим садом.
Она продает и дом, и сад в точности, повторяя сюжет пьесы Чехова, оставив себе лишь небольшой кусок земли с маленьким домиком и остаток жизни будет наблюдать из окна, как уходит по частям родовая усадьба. Кто знает, может, находясь в лучшем из миров, Наталья Яковлевна до сих пор присматривает за своим владением?
А тогда часть усадьбы выкупили купцы и иностранцы, сам же дом был заново возведен на пепелище новым владельцем — Д. И. Телепневым. И непросто возведен, а по чертежам знаменитого архитектора О. И. Бове, который реконструировал Москву после пожара 1812 года.
Получилось красивое здание из двух этажей, в стиле ампир с шестиколонным портиком. Но не прошло и нескольких лет, как новый владелец усадьбы отдал Богу душу и владение ей перешло к семейству Фонвизиных, находящихся в ближайшем родстве к автору знаменитого «Недоросля», из школьной программы.
Семейство Фонвизиных вообще было не обделено литературными талантами – новый владелец старинного дома Павел Фонвизин не только возглавлял Московский университет, но и был известным публицистом и переводчиком. Возможно, это связывало его с писателем С. Т. Аксаковым, который уже на склоне лет в середине XIX века взял усадьбу внаем у Фонвизиных.
Автор знаменитых «Записок о рыбалке и охоте», а также прообраза современных мультиков о красавице и чудовище – «Аленького цветочка» — Степан Тимофеевич Аксаков несмотря на отсутствие большого состояния, жил в усадьбе на широкую ногу.
Литературный квартирник
Охало, ахало, ухало в доме, — и опять нам на выручку приходит Высоцкий. Споры славянофилов и западников не утихали в этом доме (хозяин возглавлял направление славянофилов), здесь часто бывали знаменитые писатели в том числе Н.В. Гоголь и дом стал «храмом гоголевского культа». Похоже, что сам Гоголь, воспринимал это как должное, в частности, в одной из своих записок к хозяину он напоминает, что приедет к Аксакову, отметить свой день рождения с друзьями, и просит его «прибавить кусок бычатины на одно лишнее рыло». Да что там Гоголь, вся литературная и театральная Москва постоянно бывала в гостях у Аксакова, достаточно упомянуть такие имена как Т. Н. Грановский, М. П. Погодин, М. Н. Загоскин, С. П. Шевырев, П. А. Вяземский, Н. Ф. Павлов, Н. Х. Кетчер, друживший с Константином Аксаковым, И. С. Тургенев, М. С. Щепкин, П. М. Садовский.
Падение и новый взлет
Со смертью С.Т. Аксакова все меняется – усадьба вновь пошла по рукам купцов и новых застройщиков, которые продолжают архитектурные эксперименты с обликом дома, в частности, пристраивают к нему деревянную террасу, которую впоследствии переделают в застекленный зимний сад.
Этот сад еще сыграет свою роль в долгой биографии усадьбы, но уже вначале XX века, когда дом перейдет к семье знаменитых московский фабрикантов Рябушинских. Очередной владелец дома С.П.Рябушинский был не только не обделен талантом предпринимателя (например, общество «АМО», которое впоследствии переросло в знаменитый завод «ЗиЛ» — это его рук дело), но и получил известность как художник-передвижник, поддержанный самим И.Е.Репиным. Зимний сад на время стал для него художественной мастерской.
В 80-х годах XX века была признана ценность дома, в нем прошла реставрация, после чего оно превращен в музей, экспозиция которого была посвящена Аксакову и Гоголю. Наверное, тени тех знаменитостей, которые бывали в нем в седую старину, с интересом прогулялись бы по музею.
На этой ноте и закончить бы наш рассказ об одном из самых интересных строений старой Москвы, но нет – в ходе очередной реставрации 2005 года произошел пожар, после чего здание пришлось полностью восстанавливать. Сейчас в нем размещается музейное фондохранилище.