Найти тему
Marquise des anges

Самая непристойная и скандальная картина XIX века

Что вызывает неподдельный интерес? Данным вопросом озадачены маркетологи, представители бизнеса, творцы культурной индустрии не одно столетие. И к какому же выводу можно придти? На что люди любят смотреть и что любят читать? Человеческая натура такова, что нас влечёт неизведанное и запрещённое. Ещё пару веков назад люди собирались в подпольные литературные кружки, чтобы почитать и послушать запрещённые мысли или увидеть запрещённые картинки. Времена меняются и рамки дозволенного не стоят на месте. От чего вчера так густо краснели щеки, сегодня кажется обыденным и вполне нормальным.

Вторая половина XIX века. 1884 год. По мощеной улице Парижа слышен шелест платьев, перешёптывания молодых леди спешащих выпить чашку кофе в приятном обществе за обсуждением сплетен. В воздухе парит любовь и свобода. Хотя с пониманием последнего мы сегодня и столкнёмся. Молодой художник двадцати восьми лет Джон Сингер Сарджент явил парижскому обществу своё наиболее скандальное полотно «Мадам Х». Художник ждал умопомрачительной популярности благодаря этой своей работе. Взгляните на аристократичный профиль, рыжеватые аккуратно и просто собранные локоны, а ее мраморная кожа с оттенками голубого, силуэт просто приковывают внимание.

«Мадам Х». Д.Сингер. Изображение взято из открытого источника.
«Мадам Х». Д.Сингер. Изображение взято из открытого источника.

Все это безусловно красиво. Но суть картины в провокации. Голых рук и давольно откровенного выреза. Такой ход Д.Сингера можно назвать «все или ничего». К сожалению данный вызов не нашёл положительного отклика у зрителя. Давайте разбираться с причинами. Если сегодня одежда девушки это способ самовыражения, то в 19 веке это строгие правила и дань моде. Платье девушки 1884 года - это достаточно узкие платья с пышным тюрнюром (не спишите искать что же это такое, сейчас все покажу), к низу юбка у платья сужается. Говоря о верхней части платья, стоит отметить, что лиф был закрытым, с высоким воротом, рукава длинные и облегающие.

Разновидности тюрнюров. Представлены безусловно неполностью. Порой они напоминали целые дирижабли под юбкой. Изображение взято из открытого источника.
Разновидности тюрнюров. Представлены безусловно неполностью. Порой они напоминали целые дирижабли под юбкой. Изображение взято из открытого источника.
А вот и мадмуазель XIX века. Изображение взято из открытого источника.
А вот и мадмуазель XIX века. Изображение взято из открытого источника.

У ля ля. Теперь я думаю очевидна разница с «Мадам Х». Тот самый образец различия эпох, ведь смотря на картину сегодняшним глазом, для нас все вполне пристойно. И все таки. Что же здесь непристойного? А как же господа смотрящие на нас с полотен эпохи возрождения, прикрывающие свои зоны «инь-янь» цветком или кусочком ткани? И снова мы сталкиваемся об айсберг нравов. Дело в том, что французское общество не смогло простить Д.Сингеру, такую самоуверенную, надменную и сексуальную девушку высшего общества, которая была глубоко замужем. Ведь «Мадам Х» не была такой уж тайной. Ей была француженка Виржини Готро.

Виржини Готро. Изображение взято из открытого источника.
Виржини Готро. Изображение взято из открытого источника.

Мадам была моделью. И ее образ увековечен далеко не в одном полотне, но все это было гораздо позже. В.Готро часто получала предложения побыть моделью, но девушка отказывалась. Увидев В.Готро и у него возникла идея о написании ее портрета. Долгое время предложение отклонялось. Однако, как мы имеем счастье наблюдать, получить согласие все же удалось. В последствии на имя В.Готро этот портрет лёг темным пятном, художнику пришлось уехать в Британию, а затем в Штаты. Очень жаль, что в этом спокойном фоне, сложной позе, светящейся фарфоровой коже, облачённой в это чёрное как смола платье, люди XIX века не смогли узреть шедевр.

Всех благодарю за внимание, и если вам понравилась статья, то прошу поддержать лайком, что позволит мне понимать темы, интересующие вас и поможет в новых публикациях. 

#искусство #живопись #история