Найти тему
Институт воспитания

Кто такие юннаты? Заповеди юных натуралистов, история движения и его жизнь сегодня.

Оглавление

Юннаты – это детское движение зародилось в нашей стране более 100 лет назад, но и сегодня работа юных натуралистов актуальна и нужна планете. За эти годы движение не исчезло, а напротив – сохранило всероссийский масштаб с многочисленными направлениями исследований, в которых могут принять участие дети самых разных возрастов.

Главная идея, объединяющая юннатов

любовь к природе, желание познать её законы, бережное отношение ко всему живущему на Земле.

Интерес к природе, к познанию её законов у детей наблюдался на протяжении всей истории человечества. С появлением юннатов такое познание стало организованным за счёт участия в нём взрослого биолога-наставника, который направляет участников кружка в их исканиях. А в новом веке, с увеличением значимости вопросов экологии и изменением государственной политики в области воспитания, любовь и бережное отношение к природе стали одной из ключевых ценностей, которые необходимо формировать у подрастающего поколения совместными усилиями семьи и педагогов.

История юннатского движения началась в июне 1918 года

Тогда молодой биолог Б. В. Всесвятский и детский врач И. В. Русаков организовали районную биологическую станцию юных натуралистов и любителей природы в Сокольничей роще на окраине Москвы. Первыми юннатами стали 17 московских детей, откликнувшиеся на объявление, данное Б. В. Всесвятским в мае 1918 года. В кружке на бывшей купеческой даче они под руководством педагогов вели наблюдения над птицами, животными, насекомыми и растениями.

А уже 15 июня состоялась первая официальная экскурсия для детей по территории станции.

Эта дата и стала считаться точкой отсчёта в жизни Центральной биостанции юных натуралистов им. К. А. Тимирязева (БЮН), а ещё – днём рождения юннатского движения и всего дополнительного образования в России.

ЭКСПЕДИЦИИ ЮННАТОВ

и их помощь учёным и работникам сельского хозяйства в СССР.

Почти сразу при БЮН организовали летнюю школу для будущих биологов, а в 1924 году, когда по стране насчитывалось уже 259 кружков юннатов, были утверждены программа и устав ВОЮН – Всесоюзной организации юных натуралистов. В 1932 году школу при БЮН закрыли, а Станция юных натуралистов была реорганизована в Сектор естествознания Программно-методического института (затем – Центрального института политехнического образования).

Так начался новый этап в жизни юннатского движения:

  • С 1928 года издавался журнал «Юный натуралист», существующий по сей день (перерыв с 1941 по 1955 гг. был связан с началом и преодолением последствий Великой Отечественной войны).
  • В 1930-е годы знамениты экскурсиями юннатов по родным регионам и их экспедициями по Волге, Байкалу, горам Алтая и Кавказа, землям Средней Азии и Дальнего Востока, и т. д. Идею таких экспедиций предложил и поддержал методически лично И. В. Мичурин.
  • С 1950-х кружок юннатов был практически в каждой советской школе, а ребята участвовали во Всесоюзных сельскохозяйственных выставках наравне со взрослыми, сами выращивали цветы, овощи, садовые деревья, полевые культуры, занимались животноводством и зоологией, увлекались геологией, развитием механизации сельского хозяйства, следили за чистотой водоёмов и лесов.
  • Информация обо всей проделанной работе обрабатывалась Центральной станцией в Москве, и самые значимые результаты юннатов неизменно публиковались и изучались на уровне научного и сельскохозяйственного сообществ. Надо сказать, результаты были действительно неплохими: часто на учебно-опытных участках школьники проводили вполне успешные эксперименты с сельскохозяйственными культурами по заданию научно-исследовательских институтов и опытных станций, а также работали с ценными породами животных по заданию профессиональных животноводов.

АКЦЕНТ НА ЭКОЛОГИЮ

Постепенно, после открытия школьных лесничеств и научных обществ учащихся при юннатском движении в 1970-е, внимание юных натуралистов всё больше привлекалось к теме экологии.

-3

В 1980-е только в РСФСР было

  • более 16 миллионов юных друзей природы (членов Всероссийского общества охраны природы),
  • более 90 тысяч отрядов «зелёных патрулей»
  • и 15 тысяч отрядов «голубых патрулей» (охрана леса и водоёмов соответственно).

В это же время были разработаны концепции экологического образования и экологического воспитания для детей разных возрастов, которые использовались во всех видах деятельности участников юннатского движения.

Таким образом, в 1990-е был намечен проект по «экологизации» движения и его переводу в систему дополнительного образования. Несмотря на все трудности, связанные с глобальными изменениями в жизни страны в те годы, движение не погибло, а сохранилось и развивается:

  • В 2004 году преемником Московской БЮН стал Федеральный детский эколого-биологический центр (ФДЭБЦ). Ежегодно начали проводиться всероссийские конкурсы и мероприятия для школьников, заинтересованных экологией и биологией. Лучшим из лучших после региональных этапов предстояла поездка на финал в Москву.
  • В 2018 году ФДЭБЦ наделён статусом Федерального ресурсного центра по развитию естественнонаучной направленности дополнительного образования детей.
  • В 2020 году Центру присвоен статус Инновационной площадки Российской академии образования, при поддержке Министерства просвещения РФ начала создаваться новая модель дополнительного образования детей естественнонаучной направленности – «Экостанция».
  • В 2021 году ФДЭБЦ переименован в Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей (ФГБОУ ДО ФЦДО).

ЮННАТЫ СЕГОДНЯ

Сегодня ФГБОУ ДО ФЦДО – это федеральный ресурсный центр по развитию естественнонаучной направленности в дополнительном образовании детей.

Учреждение координирует работу 82 региональных ресурсных центров по естественнонаучной направленности, которые выступают региональными операторами всероссийских естественнонаучных конкурсов для школьников, а также региональными точками компетенций по разработке и тиражированию образовательных программ и методик для обучающихся и педагогов в области естественных наук.

Стратегической задачей Центра стало создание доступных и качественных условий для выявления и развития талантов в области естественных наук, реализации научного потенциала школьников для подготовки кадрового резерва в области новейших методов экологического мониторинга и контроля, перспективных технологий низкоуглеродной индустрии, сельского и лесного хозяйства. Это позволяет продолжать лучшие традиции юннатского движения прошлого и развивать их в соответствии с вызовами новой, цифровой эпохи.

Участие в исследовательской деятельности оказывает положительное воздействие на комплексное развитие обучающихся.

Оно усиливает интерес к изучению экологических проблем родного края, способствует воспитанию любви к родной природе, инициативы, активного и добросовестного отношения к научному эксперименту, развивает навыки проектной деятельности, то есть умение поставить проблему, изучить теорию по данному вопросу, выбрать подходящие методики для исследования и применить на практике, проанализировать собранный материал и сделать выводы. Кроме того, познание начал исследовательской деятельности уже в юном возрасте играет большую роль в дальнейшем осознанном выборе профессии. Так, многие известные отечественные учёные-биологи и педагоги естественных наук получили свои первые навыки исследовательской деятельности именно в кружках юннатов.

____________________________

Подписывайтесь на наш канал,

чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.

-4

Еще больше интересного в соцсетях Института воспитания:

👉🏻 в Telegram-канале;

👉🏻 в официальной группе ВКонтакте;

👉🏻 а для ваших детей собрали полезные и нескучные материалы тут.

До новых встреч!