Юннаты – это детское движение зародилось в нашей стране более 100 лет назад, но и сегодня работа юных натуралистов актуальна и нужна планете. За эти годы движение не исчезло, а напротив – сохранило всероссийский масштаб с многочисленными направлениями исследований, в которых могут принять участие дети самых разных возрастов.
Главная идея, объединяющая юннатов –
любовь к природе, желание познать её законы, бережное отношение ко всему живущему на Земле.
Интерес к природе, к познанию её законов у детей наблюдался на протяжении всей истории человечества. С появлением юннатов такое познание стало организованным за счёт участия в нём взрослого биолога-наставника, который направляет участников кружка в их исканиях. А в новом веке, с увеличением значимости вопросов экологии и изменением государственной политики в области воспитания, любовь и бережное отношение к природе стали одной из ключевых ценностей, которые необходимо формировать у подрастающего поколения совместными усилиями семьи и педагогов.
История юннатского движения началась в июне 1918 года
Тогда молодой биолог Б. В. Всесвятский и детский врач И. В. Русаков организовали районную биологическую станцию юных натуралистов и любителей природы в Сокольничей роще на окраине Москвы. Первыми юннатами стали 17 московских детей, откликнувшиеся на объявление, данное Б. В. Всесвятским в мае 1918 года. В кружке на бывшей купеческой даче они под руководством педагогов вели наблюдения над птицами, животными, насекомыми и растениями.
А уже 15 июня состоялась первая официальная экскурсия для детей по территории станции.
Эта дата и стала считаться точкой отсчёта в жизни Центральной биостанции юных натуралистов им. К. А. Тимирязева (БЮН), а ещё – днём рождения юннатского движения и всего дополнительного образования в России.
ЭКСПЕДИЦИИ ЮННАТОВ
и их помощь учёным и работникам сельского хозяйства в СССР.
Почти сразу при БЮН организовали летнюю школу для будущих биологов, а в 1924 году, когда по стране насчитывалось уже 259 кружков юннатов, были утверждены программа и устав ВОЮН – Всесоюзной организации юных натуралистов. В 1932 году школу при БЮН закрыли, а Станция юных натуралистов была реорганизована в Сектор естествознания Программно-методического института (затем – Центрального института политехнического образования).
Так начался новый этап в жизни юннатского движения:
- С 1928 года издавался журнал «Юный натуралист», существующий по сей день (перерыв с 1941 по 1955 гг. был связан с началом и преодолением последствий Великой Отечественной войны).
- В 1930-е годы знамениты экскурсиями юннатов по родным регионам и их экспедициями по Волге, Байкалу, горам Алтая и Кавказа, землям Средней Азии и Дальнего Востока, и т. д. Идею таких экспедиций предложил и поддержал методически лично И. В. Мичурин.
- С 1950-х кружок юннатов был практически в каждой советской школе, а ребята участвовали во Всесоюзных сельскохозяйственных выставках наравне со взрослыми, сами выращивали цветы, овощи, садовые деревья, полевые культуры, занимались животноводством и зоологией, увлекались геологией, развитием механизации сельского хозяйства, следили за чистотой водоёмов и лесов.
- Информация обо всей проделанной работе обрабатывалась Центральной станцией в Москве, и самые значимые результаты юннатов неизменно публиковались и изучались на уровне научного и сельскохозяйственного сообществ. Надо сказать, результаты были действительно неплохими: часто на учебно-опытных участках школьники проводили вполне успешные эксперименты с сельскохозяйственными культурами по заданию научно-исследовательских институтов и опытных станций, а также работали с ценными породами животных по заданию профессиональных животноводов.
АКЦЕНТ НА ЭКОЛОГИЮ
Постепенно, после открытия школьных лесничеств и научных обществ учащихся при юннатском движении в 1970-е, внимание юных натуралистов всё больше привлекалось к теме экологии.
В 1980-е только в РСФСР было
- более 16 миллионов юных друзей природы (членов Всероссийского общества охраны природы),
- более 90 тысяч отрядов «зелёных патрулей»
- и 15 тысяч отрядов «голубых патрулей» (охрана леса и водоёмов соответственно).
В это же время были разработаны концепции экологического образования и экологического воспитания для детей разных возрастов, которые использовались во всех видах деятельности участников юннатского движения.
Таким образом, в 1990-е был намечен проект по «экологизации» движения и его переводу в систему дополнительного образования. Несмотря на все трудности, связанные с глобальными изменениями в жизни страны в те годы, движение не погибло, а сохранилось и развивается:
- В 2004 году преемником Московской БЮН стал Федеральный детский эколого-биологический центр (ФДЭБЦ). Ежегодно начали проводиться всероссийские конкурсы и мероприятия для школьников, заинтересованных экологией и биологией. Лучшим из лучших после региональных этапов предстояла поездка на финал в Москву.
- В 2018 году ФДЭБЦ наделён статусом Федерального ресурсного центра по развитию естественнонаучной направленности дополнительного образования детей.
- В 2020 году Центру присвоен статус Инновационной площадки Российской академии образования, при поддержке Министерства просвещения РФ начала создаваться новая модель дополнительного образования детей естественнонаучной направленности – «Экостанция».
- В 2021 году ФДЭБЦ переименован в Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей (ФГБОУ ДО ФЦДО).
ЮННАТЫ СЕГОДНЯ
Сегодня ФГБОУ ДО ФЦДО – это федеральный ресурсный центр по развитию естественнонаучной направленности в дополнительном образовании детей.
Учреждение координирует работу 82 региональных ресурсных центров по естественнонаучной направленности, которые выступают региональными операторами всероссийских естественнонаучных конкурсов для школьников, а также региональными точками компетенций по разработке и тиражированию образовательных программ и методик для обучающихся и педагогов в области естественных наук.
Стратегической задачей Центра стало создание доступных и качественных условий для выявления и развития талантов в области естественных наук, реализации научного потенциала школьников для подготовки кадрового резерва в области новейших методов экологического мониторинга и контроля, перспективных технологий низкоуглеродной индустрии, сельского и лесного хозяйства. Это позволяет продолжать лучшие традиции юннатского движения прошлого и развивать их в соответствии с вызовами новой, цифровой эпохи.
Участие в исследовательской деятельности оказывает положительное воздействие на комплексное развитие обучающихся.
Оно усиливает интерес к изучению экологических проблем родного края, способствует воспитанию любви к родной природе, инициативы, активного и добросовестного отношения к научному эксперименту, развивает навыки проектной деятельности, то есть умение поставить проблему, изучить теорию по данному вопросу, выбрать подходящие методики для исследования и применить на практике, проанализировать собранный материал и сделать выводы. Кроме того, познание начал исследовательской деятельности уже в юном возрасте играет большую роль в дальнейшем осознанном выборе профессии. Так, многие известные отечественные учёные-биологи и педагоги естественных наук получили свои первые навыки исследовательской деятельности именно в кружках юннатов.
____________________________
Подписывайтесь на наш канал,
чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.
Еще больше интересного в соцсетях Института воспитания:
👉🏻 в официальной группе ВКонтакте;
👉🏻 а для ваших детей собрали полезные и нескучные материалы тут.