Привычная форма поиска новых решений - сели все в кружочек и набрасываем идеи. Но не всегда самая эффективная, верно? Кто-то спит, отмалчивается, кто-то критикует остальных, а многим вообще все равно.
К сожалению, с теми, кому все равно работать все равно будет сложно, но все же предлагаю более рабочий формат по придумыванию новых идей.
На самом деле мозговой штурм тоже проводится по определенному алгоритму. И именно качественная модерация делает его эффективным
Здесь и принципы (например, отсутствие критики) и малые группы, а не общее обсуждение, и обсуждение каждой отдельной характеристики. Но не будем о нем, мы же про новые формы говорим.
Так вот. Подготовка коллективного/коллегиального консультирования.
- Начнем с того, что для рабо ты можно собрать тех, кто разбирается в обсуждаемых вопросах, или же наоборот - далеких. Ну, или лучше всего собрать людей с разным опытом.
- Далее стоИт, наверное, самая сложная задача - задавание вопросов. А у нас это как-то со скрипом обычно идет. По сути участникам необходимо показать свою "слабость" и попросить помощи у остальных с решением той или иной проблемы.
- Все вопросы записываются на доску и распределяются по локациям, где можно удобно их обсуждать. В зависимости от количества вопросов, можно разделить их на несколько линеек (то есть сделать несколько заходов обсуждения).
- Вопросы можно ограничивать в тематике по сфере (например, фотография, экология) или раскрыть один вопрос на подпункты (например, место проведения, форма проведения, участники и т.д.). Или же вообще говорить про любые темы. Все зависит от цели.
- С участниками сразу проговариваются принципы: следование временным слотам, закрепленным ролям, этапам. Также сразу договоритесь об отсутствии критических замечания и менторского тона по отношению друг к другу.
- Все распределяются по локациям в зависимости от обсуждаемых там вопросов. Возможно, участнику хочется узнать ответы или он экспертен в этой теме. Можно и хаотично распределить, если опыт всех примерно равный.
И наступает момент истины - консультирование. Лучше выделять на него около 30 минут, тогда вопрос будет раскрыт наиболее широко.
Если возможно, общими процессами во всех кругах одновременно управляет модератор. Если условия не позволяют сделать так, то рекомендую в каждый круг поместить памятку по этапам и времени, а их предварительно обсудить вместе.
Итак, процесс консультирования:
- распределение ролей внутри группы (хозяин вопроса, координатор, временщик, идейщики, секретарь);
- описание вопроса его хозяином, погружение в условия;
- постановка цели обсуждения хозяином вопроса;
- уточнения от идейщиков (обсуждение, реакции, вопросы);
- процесс накидывания всех подходящих идей;
- выводы хозяина вопроса (что подошло, что можно пробовать, что нужно уточнить).
Вот и все. По сути - ничего особенного, но четкая структура, роли и запрос могут дать новые и эффективные решения.
Пользуйтесь!
#топблог