Найти в Дзене
Мифы и игры

Мифологическая энциклопедия The Elder Scrolls. Skyrim как интертекст. Часть I

Оглавление

Компьютерная игра, как и любое произведение искусства, не может не вбирать в себя частички реального мира, а потому нет ничего удивительного, что мы можем увидеть в ней реверансы в сторону других произведений или явлений действительности. При этом игра всё же остаётся самой собой: виртуальный мир цветёт и пахнет, мифологическая система, выстроенная на основе традиционных, разнообразна и устойчива, герой развивается и способен менять окружение в установленных игрой рамках.

В данной статье обратимся к некоторым отсылкам, имеющим место в TES V: Skyrim, и раскопаем их происхождение.

Интертекстовая реальность

Сложно называть компьютерную игру - своеобразную, виртуальную, реальность - текстом. Однако текст - это не просто набор слов, соединяющихся в предложения и абзацы по смыслу и объединённые идеей, но и единство знаков и образов "в определённой конкретной обстановке в ту или иную эпоху жизни данной общественной группы" (Л. В. Щерба). То есть понятие текста включает в себя почти всё, что мы видим и слышим, а значит, даже компьютерную игру можно отнести к тексту.

Каждый текст "внутри" себя создаёт реальность - мир, построенный по законам данного текста. Но никакой текст не может быть изолирован от другого текста, как, впрочем, и человек от другого человека, а потому миры переплетаются между собой, взаимодействуют, ссылаются друг на друга. И таким образом формируется интертекст - связь текстов с другими текстами, явная или скрытая.

Можно представить себе паутину, которая бесконечно расширяется, заполоняет тайные уголки пространства, изменяется и, прерываясь, всё же имеет целостность. Из любой точки паутины вы достигните другой точки, зацепив при этом множество и множество других. Это и есть интертекстуальность.

Найти, а тем более распознать такие связи между текстами - задача трудная и не всегда выполнимая. Уровень способности их обнаружения зависит от читателя (или игрока): для кого-то будет непонятна цитата, данная в кавычках, а кого-то и аллюзия наградит культурным экстазом. Собственно то же самое происходит и в компьютерных играх: повторение сюжетов иных произведений, детали, имена, нарратив и т.д. могут быть не распознаны игроком, а потому воспринимаются как оригинальные.

"Беовульф" и сага о Драконорождённом

Главный геймдизайнер игры Эмиль Пальяруло упоминал в одном из интервью о вдохновении, которое посетило его при прочтении древнеанглийской поэмы "Беовульф". Как и многие эпические произведения, "Беовульф" повествует о подвигах героя: победа над Гренделем, его матерью и драконом - о его безграничной храбрости и стойкости. Что-то знакомое, не так ли?

-2

Конечно, главного героя не зовут Беовульф, но его действия неразрывно связаны с существами, мешающими жить обычным людям. Это не только антагонисты-драконы, но и хищники, драугры, агрессивные люди и великаны.

Гренделем звался
пришелец мрачный,
живший в болотах,
скрывавшийся в топях,
муж злосчастливый,
жалкий и страшный
выходец края,
в котором осели
все великаны
с начала времен,
с тех пор, как Создатель
род их проклял.
"Беовульф", пер. В. Тихомирова

Короля данов, на чей зал для пиров Хеорот нападает ужасный Грендель, зовут Хродгар. Каждый игрок помнит своё первое восхождение на вершину самой высокой горы в Скайриме - Высокий Хротгар. У конунга Хродгара трое детей: двое сыновей и дочь; у ярла Вайтрана, первого крупного города, в который попадает довакин по сюжету, Балгруфа Старшего также двое сыновей и единственная дочь.

-3

"Беовульф" - поэма, восхваляющая подвиги героя, его добродетели и прекрасные качества как воина и правителя. В игре можно часто услышать песнь "Придёт Довакин", в которой запечатлён образ драконорождённого как героя-освободителя. А после прохождения основной сюжетной линии у любого барда можно заказать "Сказ о Языках" - песню, повествующую о поражении Алдуина, славящую победителей. Подвиги героев сохранены в веках.

Skyrim и мифология

На данную тему на канале собрана целая коллекция, подробности можете почитать там. А здесь кратко обрисуем ситуацию.

Не для кого не секрет, что виртуальная мифология этой игровой франшизы построена на основе традиционной и при этом отлично растворяет её и подчиняет игровой логике. Например, некоторые божества имеют оригинальные имена, но их функции сходны или идентичны традиционным божествам - некоторые же названы в чью-нибудь честь. Ко вторым отнесём аэдра любви и сострадания Мару, даэдра порабощения разума Молага Бала, даэдра непознанного Хермеуса Мору и даэдра разрушения Мерунеса Дагона.

-4

Но не только пантеон богов отсылает нас к мифологии. Свой след оставила и артуриана - цикл легенд и рыцарских романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Например, у входа в пещеру Каирн Мятежника можно обнаружить груду камней и воткнутый в неё меч, который можно с лёгкостью забрать с собой. Недалеко от лагеря великанов Водоём Холодный Ветер располагается пруд, где торчит рука скелета, держащая меч. Первый меч - отсылка к мечу из камня, доказывающему королевское происхождение Артура, второй - отсылка к Владычице Озера, даровавшей королю бриттов Экскалибур.

Во время прохождения квеста "Неправильный мёд" довакин сталкивается с обезумевшим магом по имени Хеймлин. Его история, которая изложена в дневнике, напоминает средневековую немецкую легенду о Гамельнском крысолове. Как и к крысолову из истории, к Хеймлину относились с пренебрежением и ненавистью, поэтому он задумывает мстить "крысиной силой".

При прохождении ветки квестов в дополнении Dawnguard в замке Волкихар можно найти гончих смерти, чьи имена отсылают к шотландской и скандинавской мифологиям - Ку-Сит и Гармр. Ку Ши - это огромный пес, чей вид и троекратный лай является предвестником смерти. Гарм - это пёс, охраняющий вход в мир мёртвых Хельхейм; считается, что его вой ознаменует начало Рагнарёка.

-5

У Стражи Рассвета также есть верные помощники - Бран и Скеолан. Имена этих хвостатых отсылают к псам-товарищам Финна Мак Кумалла, героя кельтской мифологии, которые считаются превращёнными людьми.

Кроме того, многое в сеттинге игры отсылает нас к повествованию древнегерманских саг. Об этом мы также писали ранее.

Детские сказочки

Фольклорные мотивы и отсылки не редкость в играх франшизы TES. Например, и в Oblivion, и в Skyrim, на мосту недалеко от руин Ведьмин оплот, можно встретить трёх коз, хитростью ушедших от великана. Данная картина отсылает к американской сказке The three Billy goats, в которой козлики хотели полакомиться сочной травой и заодно отделались от ужасного тролля.

А в двемерских казармах в Чёрном Пределе можно обнаружить занятное дизайнерское решение: семь небольших кроватей и одна двуспальная. Предложим, что так разработчики запечатлели сказку "Белоснежка и семь гномов". Однако никакие маленькие человечки нам не встретились.

"Skyrim" - масштабная игра с многочасовым контентом, а потому не все отсылки оказались в данной статье. В следующий раз мы посмотрим на реверансы в сторону мировой литературы и игровой индустрии.

Пишите, что думаете вы по этому поводу, какие интересные места и отсылки вы находили, пока играли в "Skyrim". Комментируйте и предлагайте новые темы для размышления.

Спасибо за внимание! Чтобы ничего не пропустить, подписывайтесь на канал, заглядывайте в Телеграм! :-)

#theelderscrollsv:skyrim #theelderscrolls #skyrim #tes #pcgames #компьютерныеигры #мифология #отсылкивиграх