Бесподобное по своей красоте исследование провели китайские ученые в Сишуанбаньна, в Юньнани. Исходили они из того, что Сишуанбаньна — это не только один из пуэрных центов, но и, если можно так выразиться, грозовая столица Китая. В среднем в тех краях грозы гремят 110 дней в году — и, соответственно, там в ходу разнообразные методы молниезащиты. Стандартный молниеотвод, как известно, отводит молнию в землю. В которой может что-либо расти. Вот китайские ученые и озадачились, как близость к молниеотводу влияет на состояние почвы и на компоненты, содержащиеся в чайных листьях тех чайных кустов, которые растут рядом с молниеотводами.
В качестве площадки для исследований был выбран чайный сад, на котором растут кусты, из листьев которых изготавливается пуэр. В этом чайном саду на расстоянии 50 метров друг от друга установлены три молниеотвода высотой 20 метров каждый. Ближайшие чайные кусты растут на расстоянии 10 метров от молниеотводов. Среднее количество грозовых дней именно в этом саду на протяжении шести лет наблюдений составило 115, то есть чуть больше, чем в среднем по региону. Ну и все эти шесть лет ученые забирали и исследовали образцы почвы и чайных листьев рядом с молниеотводами и сравнивали их с образцами почвы и чайными листьями, собранными в полутора километрах от молниеотводов.
В ходу исследований выяснилось, что в образцах почвы, собранных рядом с молниеотводами, было больше некоторых усваиваемых растениями элементов — калия, меди и кальция. Также в «громовой» почве больше органических веществ и большее бактериальное разнообразие по сравнению с «негромовой» почвой. А в чайных листьях, собранных с кустов, растущих рядом с молниеотводами, оказалось больше аминокислот, полифенолов вообще и растворимых сахаров. А антоцианов и катехинов в частности — меньше по сравнению с листьями чайных кустов, растущих далеко от молниеотводов.
Готовый чай, изготовленный из «громовых» листьев, ученые пока не проверяли — но обнаруженные компонентные особенности таких листьев как бы намекают, что и чай из листьев, собранных рядом с молниеотводами, будет отличаться от обычного чая. Ну а дальше можно пофантазировать.
Если соседство с молниеотводом так заметно влияет на состав почвы и качество чайных листьев, то нужно просто навтыкать межды чайных кустов металлических штырей, подвести к ним электричество и время от времени подавать разряд на всю эту систему. Ну и, если следовать сложившейся пуэрной маркетинговой логике, весь «электрический» пуэр немедленно разделится на две части. На тот, который производится из листьев, собранных с плантаций с принудительной электрификацией — он будет дешевле. И на тот, который производится из листьев, собранных в садах с обычными молниеотводами, в которые попадают дикие молнии. Этот пуэр будет для реальных пацанов и дорогим.
Замечу, кстати, что в мировой чайной культуре уже есть чай, который можно считать грозовым — это индийский Дарджилинг. Слово «дарджилинг» обычно переводят с местных языков как «земля молний», хотя, вроде как, правильнее будет «земля дордже». Дордже — это такая многофункциональная палица-жезл бога Индры, из которой, если надо, он мог и молнией пульнуть.