Найти в Дзене
Юрий Теплов

Сталин, Черчилль и армянский коньяк

Возможно, вы читали историю о том, что в годы Отечественной войны Сталин угощал Черчилля армянским коньяком, который английскому премьеру очень понравился, и Сталин распорядился отправлять ему каждый месяц ящик с коньяком. Отправка ящиков с коньяком – это легенда, толчок которой дали фильмы по романам Юлиана Семенова. Но в реальности Черчилль пил армянский коньяк на приемах у Сталина. Об этом написал в мемуарах маршал авиации Александр Голованов. На тот момент он был генерал-лейтенантом и командовал авиацией дальнего действия Ставки Верховного главнокомандования. В августе 1942 года Сталин позвонил ему и велел надеть все ордена и медали. Он прибыл в Кремль. В зале находились Ворошилов, Молотов, Щербаков. Появились Сталин с Черчиллем и начальником английского генерального штаба Аланом Бруко. Сталин представил Черчиллю Голованова, и пригласил всех на ужин.

Выдержка из текста Голованова: «В руках британского премьера была бутылка армянского коньяка. Рассмотрев этикетку, он наполнил рюмку Сталина. В ответ Сталин налил тот же коньяк Черчиллю. Тосты следовали один за другим. Сталин и Черчилль пили вровень. Я уже слышал, что Черчилль способен поглощать большое количество горячительных напитков, но таких способностей за Сталиным не водилось. Что-то будет?!.. Тосты продолжались. Черчилль на глазах пьянел, в поведении Сталина ничего не менялось. Судя по всему, Черчилль начал говорить что-то лишнее, так как Брук, стараясь делать это как можно незаметнее, то и дело тянул Черчилля за рукав. Сталин же, взяв инициативу в свои руки, подливал коньяк собеседнику и себе, чокался и вместе с Черчиллем осушал рюмки, продолжая непринуждённо вести, как видно, весьма интересовавшую его беседу. Встреча подошла к концу. Все встали. Распрощавшись, Черчилль покинул комнату, поддерживаемый под руки. Остальные тоже стали расходиться, а я стоял, как заворожённый, и смотрел на Сталина. Он подошёл ко мне и сказал: «Не бойся, России я не пропью. А вот Черчилль будет завтра метаться, когда ему скажут, что он тут наболтал...» …

Пил Черчилль армянский коньяк и на Тегеранской конференции в 1943 году. На эти дни у него выпал день рождения. Сталин вручил ему белую бурку, папаху и ящик армянского коньяка «Двин». Это засвидетельствовала в своих воспоминаниях советская разведчица Зоя Зарубина. На конференции она обслуживала делегацию США.

Ничего необычного в том нет, что Черчиллю понравился коньяк «Двин».

-2

Это марочный коньяк класса «суперпремиум». Назван именем древней столицы Великой Армении – Двин. Крепость 50 градусов, но пьется легко. Я пробовал в советское время Двин и Ахтамар. Вообще армянские коньяки – это мировой бренд качества.

В общем, в переговорах союзников по антигитлеровской коалиции армянскому коньяку нашлось почетное дипломатическое место.