Найти тему
Роман Апрелев

Ленин и Сталин перед решеткой. Облюбованное художниками место в Кремле

На написание этой заметки меня вдохновил очень достойный пост Николая Эндегора. Он пишет, приводя примеры, что многие портреты Ленина были сделаны не с натуры, а с фотографий. Это логично: вождь мирового пролетариата был занятым человеком. Позировать живописцу времени у него не было. А фотограф сделал свое дело за несколько минут и ушел. Результатами его труда потом пользовались художники. Я тоже воспользуюсь работами портретистов прошлого века для иллюстраций.

Фото Алексея Савельева
Фото Алексея Савельева

В октябре 1918 года Алексей Савельев “щелкнул” Ленина с Бонч-Бруевичем на территории Кремля. Запомнили позу Ильича? Вот он на прогулке по холсту, автор сего малевания неизвестен. Но вот что мне бросилось в глаза. Отсутствующий пролет в решетке!

-2

Я не искусствовед, с живописью, как все, знакомился по конфетным фантикам. Но тут сразу вспомнил картину, практически повторяющую этот сюжет. Почти с того же ракурса. Опять же с отсутствующим пролетом. В 1938 году Александр Герасимов написал парный портрет “И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле”. Я еще помню о трактовке, будто художник, изобразив Климента Ефремовича возле проема в ограде, так намекнул на грозящую ему опалу. Да и тротуарчик мокрый, того гляди - поскользнешься. Время было очень неспокойное. Герасимов был, действительно, близок семье наркома. Но, оказывается, отсутствие решетки - это не авторский замысел, а воспроизведение того, что было на самом деле.

Александр Герасимов. И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле
Александр Герасимов. И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле

Сталин тоже не позировал Герасимову. Предполагают, что художник перерисовал и переосмыслил снимок в «Правде» от 14 мая 1935 года. Только вождь там прогуливается с другим придворным: с Молотовым. Сам Герасимов уверял, что его вдохновляла картина “Богатыри” Васнецова. Так себе референс, на мой взгляд. По словам художника, пейзаж изобразил с натуры, как и лицо Ворошилова. А Сталина - все же по фото. В народе картину прозвали “Два вождя после дождя”.

Евгений Чарский. Сталин и Цеденбал
Евгений Чарский. Сталин и Цеденбал

В комментариях у Эндегора разместили еще одно изображение, которого я раньше не видел. Это “Сталин и Цеденбал” Евгения Чарского. Картина написана незадолго до смерти правителя в 1953 году. Встреча с монгольским вождем Юмжагийном Цеденбалом произошла в 1952 году. Идут герои живописного произведения по направлению к Тайницкому саду. Мы видим, что через все тот же проем даже протоптана тропинка в снегу. Так и тянуло рисовальщиков сюда!

Читайте также: Живописный Волгоград