Найти тему
Мир глазами историка

Антисталинский соцреализм: Анатолий Рыбаков "Дети Арбата"

Герои сериала "Дети Арбата" по одноимённой трилогии Анатолия Рыбакова. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
Герои сериала "Дети Арбата" по одноимённой трилогии Анатолия Рыбакова. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки

В своё время наделал шуму на волне исторических и прочих разоблачений времён Перестройки роман-эпопея Анатолия Рыбакова "Дети Арбата". Но Анатолия Наумовича слава настигла гораздо раньше благодаря публикации, а потом и экранизации его повестей "Кортик", "Бронзовая птица". Потом были и такие замечательные вещи как "Тяжёлый песок", повести о забавном и слишком уж честном парне со странным прозвищем Крош, тоже экранизированные. Повесть "Кортик", первое звёздное произведение Анатолия Рыбакова была опубликована в далёком 1948 году. В 1956 вышло её продолжение "Бронзовая птица".

Анатолий Наумович Рыбаков (настоящая фамилия Аронов). Фото с сайта "Википедия"
Анатолий Наумович Рыбаков (настоящая фамилия Аронов). Фото с сайта "Википедия"

Книги Анатолия Наумовича Рыбакова очень охотно экранизировали. "Кортик" даже дважды — в 1961 и 1973 годах. Впрочем, экранизирована вся трилогия, по последней повести "Выстрел" был снять фильм "Последнее лето детства". Можно считать, что дважды была экранизирована и повесть "Каникулы Кроша" (1969 и 1980), но первый раз — "Эти невинные забавы", получилось скорее по мотивам произведения. Другие известные фильмы и сериалы, снятые по произведениям Рыбакова А. Н.: "Екатерина Воронина" (1957), "Минута молчания" (1971), "Воскресенье, половина седьмого" (1988), "Дети Арбата" (2005), "Тяжёлый песок" (2008). И это только наиболее известные.

Медаль Сталинской премии. Фото с сайта "Википедия"
Медаль Сталинской премии. Фото с сайта "Википедия"

Анатолий Рыбаков не числился в диссидентах, первую свою литературу награду Сталинскую премию получил в 1951 году за роман "Водители" (1950). За фильм "Минута молчания" получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. Кроме боевых орденов и медалей уже в мирное время был награждён орденом Дружбы народов (1981) и орденом Трудового Красного Знамени.

И вот, в разгар Перестройки и подготовки к празднованию 70-летия Великой Октябрьской революции появляется на свет среди прочих не опубликованных по разным причинам литературных произведений роман Анатолия Рыбакова "Дети Арбата" (опубликован в 1987 году). И с этого момента название романа становится собирательным для определённой группы людей, которые, как оказалось, были незаконно репрессированы в период правления Сталина, хотя являлись в большинстве своём ревностными строителями коммунизма. Но больше всего это название стали применять к молодым коммунистам и комсомольцам, в большинстве своём выходцам из вполне большевистских, хотя зачастую и беспартийных семей.

Анатолий Рыбаков и его "Дети Арбата", изданные на разных языках. Фото с сайта "Юбилеи известных людей СССР"
Анатолий Рыбаков и его "Дети Арбата", изданные на разных языках. Фото с сайта "Юбилеи известных людей СССР"

В 1988 году начались публикации продолжений: "Тридцать пятый и другие годы", "Страх", "Прах и пепел", и роман перерос в целую эпопею. Действующие рядом с вымышленными героями вполне реальные исторические персонажи придали книге авторитет исторического произведения для широкой публики, слабо отличающей научную литературу от публицистики. Сам роман "Дети Арбата" Рыбаков А. Н. начал писать ещё в конце 1950-х годов и он вполне совпал с тогдашней волной десталинизации, начатой закрытым докладом Хрущёва Н. С. на ХХ съезде КПСС в феврале 1956 года. Практически роман был готов уже к середине 1960-х и в 1966 году Твардовский А. Т. даже хотел его напечатать в журнале "Новый мир". В 1978 году была попытка публикации произведения уже в журнале "Октябрь", но опять безуспешная. Но не надо думать, что на автора обрушились какие-нибудь репрессии в связи с его книгой.

Хотя роман-эпопея "Дети Арбата" и был воспринят многими читателями как совершенно оппозиционное произведение, но на самом деле книга написана в полном соответствии с принципами и правилами так называемого социалистического реализма или соцреализма. И в этом писателю Рыбакову А. Н. вовсе не пришлось как-нибудь ломать себя, изменять своему творчеству, совсем нет. Его прошлые произведения были вполне в духе социалистического реализма. И в "Детях Арбата", как и в "Кортике", "Бронзовой птице" или "Каникулах Кроша", главный герой из поколения "молодых строителей коммунизма", искренне верящий в то, что "учение Маркса истинно, потому что оно верно" и "партия (коммунистическая — прим. автора) — это ум, честь и совесть нашей эпохи". И автор этим героям, судя по всему, не только симпатизирует, но и единодушен с ними.

Рыбаков (Аронов) А. Н. в конце Великой Отечественной войны. Фото с сайта "Википедия"
Рыбаков (Аронов) А. Н. в конце Великой Отечественной войны. Фото с сайта "Википедия"

А в трилогию "Дети Арбата", как оказалось, Анатолий Наумович привнёс и изрядную долю автобиографического материала. Главный герой романа Александр Панкратов почти полностью срисован с самого автора. Только трагическую судьбу героя, погибшего на войне, автор не повторил. Анатолий Аронов (Рыбаков) и его герой Саша Панкратов оба жили в Москве в районе ул. Арбат, оба успели поработать грузчиком и шофёром ещё в юности, оба учились в вузе на инженера-механика и были исключены в связи с обвинением в антисоветской пропаганде из-за неосторожности в споре (версия из публикуемых биографий), оба были восстановлены на учёбе и в комсомоле после прямого обращения и оба были приговорены к ссылке сроком на 3 года, оба после освобождения жили в Калинине (Твери), Уфе и осели в Рязани, оба ушли на фронт в автомобильные войска и дослужились до строевых офицеров.

Изображение писателя Анатолия Рыбакова на обложке американского журнала "Time". Фото с сайта "Юбилеи известных людей СССР
Изображение писателя Анатолия Рыбакова на обложке американского журнала "Time". Фото с сайта "Юбилеи известных людей СССР

Но ажиотажный интерес к "Детям Арбата" вызвало не это. На страницах книги-эпопеи разворачивается в художественных и псевдо-документальных красках версия исторической роли Сталина И. В. в событиях 1930 - 1940-х годов, озвученная Хрущёвым Н. С. и подхваченная довольно многими литераторами соцреализма. Яркая и ёмкая иллюстрация к культу личности в описании ноябрьской демонстрации:

Сашина колонна проходила близко от Мавзолея. На трибунах стояли люди, военные атташе в опереточных формах, но никто не смотрел на них, все взгляды были устремлены на Мавзолей, всех волновало только одно: здесь ли Сталин, увидят ли они его? И они увидели его. Черноусое лицо, точно сошедшее с бесчисленных портретов и скульптур. Он стоял, не шевелясь, в низко надвинутой фуражке. Гул нарастал. Сталин! Сталин! Саша, как и все, шел, не отрывая от него глаз, и тоже кричал: Сталин! Сталин! Пройдя мимо трибун, люди продолжали оглядываться, но красноармейцы торопили их – не задерживаться! Шире шаг! Шире шаг! (1-я книга "Дети Арбата")

Ещё один нюанс: практически все здравомыслящие положительные герои трилогии как минимум скептически относятся к политике Сталина, а центральная героиня Варвара просто с нескрываемым презрением. Характерный эпизод с разговором двух сестёр Нины (старшая) и Вари уже после ссылки главного героя Саши Панкратова:

— Зачем ты повесила фотографию Саши? — спросила Нина.
— А почему тебя это волнует?
— Мы живём всё же в одной комнате, должны как-то считаться друг с другом.
— А ты у меня спрашивала, когда повесила нашего лучшего машиниста?
Она показала на портрет Сталина.
— Почему машиниста? — не сразу поняла Нина.
— Ну как же. Железнодорожники пишут: наш лучший машинист Сталин. (2-я книга "Тридцать пятый и другие годы")

И опять об отношении Сталина к самому себе, окружающим, стране, миру пером Рыбакова А. Н.:

И опять ели и пили за товарища Сталина. И Сталин тоже пил, как обычно, мало закусывая. ОН любил такие приемы, понимал их значение, недаром цари устраивали балы, не случайно Петр завел свои ассамблеи. Все это придает правлению властителя ореол праздничности, дает окружению возможность почувствовать ЕГО расположение, отметить ЕГО достижения, ЕГО победы. (3-я книга "Прах и пепел")

Само собой о репрессиях, вернее о мыслях Сталина о репрессиях, характерное извлечение

Обедал один. Ежов дожидался в караульном помещении. Валечка убрала после обеда. Сталин приказал впустить Ежова.
Тот явился со своими папками, маленький, совсем карлик, с фиалковыми глазами. Малограмотный, тупой костолом. Не способен самостоятельно принимать правильные решения . Обращается к НЕМУ за каждой мелочью, требует санкции на любое действие, непонятно, кто нарком внутренних дел, ОН или Ежов. После его снятия можно будет освободить кое-кого из военных, показать, что Ежов их несправедливо осудил. Народ будет доволен. И ОН, и народ обманулись в Ежове. Беспробудный пьяница. Алкоголик. Значит, болтает. Такой свидетель ЕМУ не нужен. Берия его заменит. Берия неглупый и решительный человек, понимает ЕГО с полуслова. (3-я книга "Прах и пепел")

Это уже шире, чем предлагал Хрущёв Н. С. — реверанс в сторону компрометации пакта Молотов-Риббентроп:

Гитлер намерен оккупировать Польшу до осеннего бездорожья, значит, должен урегулировать свои отношения с Советским Союзом. Теперь не ОН, а Гитлер будет искать пути к соглашению и пойдет на уступки. ОН не заставит Гитлера унижаться, унижения человек не забывает и при первой возможности мстит. Но ОН покажет Гитлеру, что отлично понимает его ходы. Это будут переговоры между руководителями двух сильнейших держав, между людьми, интересы которых совпадают. (3-я книга "Прах и пепел")

Эпизод из легенды Хрущёва Н. С., рассказанной им самим на ХХ съезде КПСС:

15 июня из Японии от Зорге была получена новая телеграмма: "Нападение произойдет на широком фронте на рассвете 22 июня". (3-я книга "Прах и пепел")

И, напоследок, ещё один кусочек из легенды Хрущёва Н. С., развёрнутой в повествовании Рыбакова А. Н.:

Ни о каком контрнаступлении не могло быть и речи. К обороне советские войска не были готовы. На фронтах царил хаос. По приказу Сталина вооружение со старой границы сняли, а на новую границу еще не поставили. Ведь, как сказал товарищ Сталин, Гитлер нападет только в будущем году и главный удар попытается нанести на юге. Гитлер же напал в этом году и главный удар нанес на западе, где имел пяти-, шестикратное превосходство. И за несколько дней до войны Сталин запретил командующему Западным фронтом Павлову даже занять полевые укрепления вдоль границы. Вздорная, нелепая директива, но возражать Сталину Жуков не посмел. (3-я книга "Прах и пепел")

При Хрущёве Н. С. "Дети Арбата" выйти не успели, но вполне оказались вовремя при Горбачёве М. С. Умер Анатолий Наумович Рыбаков как подобает советскому патриоту в Нью-Йорке в 1998 году. В городе Большое яблоко он оказался в связи с вредом для его здоровья московского климата.

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.