Найти тему

Интегративный транзактный анализ Ричарда Эрскина

Оглавление

Главная -- Обучение от SimplePsychology -- Психологическая помощь -- Сотрудничество и реклама -- Публикации -- Видеопроизводство, статьи и слайды

Ричард Эрскин разработал свой вариант транзактного анализа, который был назван интегративным транзактным анализом или направлением взаимоотношений. В своей теории он намного больше опирался на классические психодинамические представления и во многом на гештальт-терапию, а также на мотивацию личности и процессы переноса.

Потребности

Эрскин стал развивать теорию потребностей Берна. Мы ее подробно не разбирали в статье по транзактному анализу, поэтому поговорим о ней сейчас. Берн говорил о том, что наши потребности связаны с базовой необходимостью в организации времени.

Всякий раз, когда нам приходится столкнуться с неорганизованным временем, мы испытываем тревогу, что связано прежде всего с ограниченностью нашей жизни, таким образом мы постоянно задаем себе вопрос как распорядиться отпущенным временем лучшим образом.

В итоге мы ищем различные способы организации времени, среди которых Берн выделил следующие типы.

  1. Уход – вид структурирования времени, при котором человек физически не выполняет никаких действий, и невозможно диагностировать его эго-состояние. При этом он находиться в размышлении о ситуации.
  2. Ритуалы – сюда относятся приветствие, прощание, обмен стандартными фразами и т. д. По уровню поглаживания выше, чем уход, но и выше по психологическому риску.
  3. Времяпрепровождение – коммуникация между членами группы, которая обычно не касается текущей ситуации в группе, а чаще идет о чем-то, что не здесь и сейчас. К примеру, мужчины могут играть в игру, где обсуждают марки автомобилей, а женщины - детей.
  4. Деятельность – в группе начинаются действия, направленные на достижение определенной цели.
  5. Игры – вид структурирования времени, когда используются транзакции как на социальном, так и на психологическом уровнях. Их мы подробно обсуждали в ролике посвященном транзактному анализу эрика Берна.
  6. Интимность – в данном времяпрепровождении подразумевается способность к искреннему выражению чувств, при этом если при играх проблемы только возникают, то выражение чувств во время интимности, например, гнева, приводит к их разрешению. В этом понимании интимность подразумевает искренность и аутентичность человека.

Сама же необходимость в организации свободного времени, проявляющаяся у человека в социуме – это, по Берну, следствие 3-х естественных потребностей…

  • Потребность в стимуляции или жажда ощущений. Человек, как и большинство живых организмов на планете, нуждается во внешнем стимулировании. Именно поэтому мы стремимся разнообразить нашу жизнь, а одиночное заключение является одним из самых ужасных наказаний. Дефицит сенсорных и эмоциональных стимулов – верный путь к биологическому вырождению.
  • Потребность в структуре. Структурный голод является стимулом к организации опыта… врожденным влечением к формированию моделей и конфигураций восприятия, которые создают смысл и предсказуемость и отвечают за непрерывность опыта во времени. Птицы и животные чтобы выжить в дикой природе объединяются в стаи. Люди создают организации и политические партии, собирают кружки и группы по интересам. Потребность в структуре также выражается в формировании гештальтов восприятия и узнавании.
  • Наконец третий вид потребностей – это потребность в отношениях. Отношения, которые могут предоставить нам только другие люди и реже, некоторые животные, позволяет нам испытывать ощущение особого типа. Именно поэтому человеческим и обезьяньим младенцам, помимо питательных веществ в молоке матери, не менее важно реализовать потребность в ласке и комфорте – слышать привычные звуки, чувствовать нежное прикосновение, тепло и особый аромат материнской груди.

Все три вида голода важны, поскольку нарушение любого из них может привести к гиперкомпенсации, по крайней мере, одного из оставшихся. Например, человек, может использовать сверхструктурирование, чтобы компенсировать дефицит отношений. Однако во главу угла Эрскин ставит именно потребность в отношениях, выделяя в ней следующие подтипы.

  1. Потребность в безопасности (чтобы другой человек не проявил агрессию, не навредил здоровью)
  2. Потребность в значимости (чтобы другой человек не оценивал, а признавал значимость мыслей, чувств, желаний, убеждений)
  3. Потребность в одобрении (чтобы тот, кто умнее, старше, сильнее принимал и признавал)
  4. Потребность в принятии нашего опыта (чтобы у другого человека был такой же опыт как у нас, и он понимал то, что мы пережили)
  5. Потребность в самоопределении (чтобы другой человек не определял ход нашей жизни и можно было бы самому делать выбор)
  6. Потребность в воздействии (то есть, возможность сказать «нет», протестовать и видеть принятие такого протеста и отказа от другого человека)
  7. Потребность в инициативе от другого (чтобы другой проявлял интерес и инициативу в отношениях)
  8. Потребность в проявлении любви (чтобы можно было свободно проявлять свою любовь, и она была значима и принята другим человеком)

Одна из основных предпосылок интегративной психотерапии – то, что эти потребности в отношениях являются «первичным мотивационным опытом в человеческом поведении, а контакт – это средство, при помощи которого удовлетворяются эти потребности»

Контакт

Контакт – это еще одна значимая концепция в интегративном транзактном анализе и видимо изначально она взята из гештальт-терапии.

Суть идеи контакта состоит в том, что организм, как и любая открытая система не может существовать сам по себе для того, чтобы удовлетворить свои потребности и сохранять гомеостаз ему необходимо входить в контакт с внешней средой. Так вот то, как человек это делает, то есть контактирует с миром и конкретно с терапевтом и являются значимым аспектом для анализа в психотерапии.

При этом на контакт с собственным «Я» (куда относятся все наши ощущения, чувства, воспоминания, мысли, потребности, фантазии) и с другими (наши отношения) влияет то, насколько мы открыты или закрыты для этого контакта.

Если человек болеет неврозом и имеет травматический опыт, то защитные комплексы отрезают его от контакта, а разрушение защит, наоборот, делают контакт возможным.

Простой пример, в детстве человеку не разрешали плакать и вот теперь каждый раз, когда в теле имеется позыв заплакать, этот человек просто отрицает его и не входит в контакт со своими чувствами.

Или, например, в детстве человека бил отец и теперь он опасается других мужчин, то есть он теряет способность воспринимать адекватно других мужчин проецируя на них фигуру отца и теряя с ними контакт.

Аффективная, когнитивная, поведенческая и физиологическая сферы представляют собой примерные области, где клиент открыт или закрыт для контакта, и помогают клиницисту осознать пути к управлению терапией. Наблюдение защит позволяет предположить, что именно в этом месте у клиента произошла фиксация, и что именно в этом месте он не является интегрированной личностью.

Структура психики

Эрскин немного по-другому воспринимает и структуру психики нежели Берн. Как я уже сказал контакт прерывается там, где есть какие-то ранние фиксации, в виде травматического опыта, которые и выражаются в неадекватном использовании тех или иных эго-состояний. Например, клиент может входить в эго-состояние ребенка проецируя на терапевта фигуру отца, потому что тот, собственно говоря, и напоминает ему отца.

Защитные механизмы, в данном случае, например, проекция и перенос стабилизируют и защищают человека, но эта стабильность ограничивает спонтанность, интимность и гибкость, столь необходимые для роста.

А вот эти самые архаические состояния ребенка и родителя, которые включаются в проблемных ситуациях нарушения контакта, воспринимаются не просто как отдельные состояния, а как те части психики, которые еще не были интегрированы во взрослую структуру или в сознание.

Причем это достаточно легко увидеть в процессе самого контакта. Здоровый человек контактирует в процессе «здесь и сейчас», в то время как невротик отказывается от восприятия здесь и сейчас отдавая приоритет «там и тогда», то есть застарелым реакциям и защитам. В этом смысле потребности взрослого приносятся в жертву.

Терапия

Терапия Эрскина видимо еще в большей степени чем терапия Берна походит на психоанализ и концентрируется в большей степени на переносе, защитах и построении взаимоотношений. Именно через перенос терапевт анализирует потребности личности и ее защиты, потому что именно через перенос проявляют себя эго-состояния родителя и ребенка. Сам перенос здесь рассматривается в четырех аспектах.

  1. Во-первых, как средство, при помощи которого клиент может описать свое прошлое, в частности потребности, которые ущемлялись; и защиты, которые возводились для компенсации; например, если клиент постоянно ищет одобрение у терапевта, то можно предположить, что именно эту потребность он и не закрыл в детстве и поэтому теперь заискивает перед всеми.
  2. Во-вторых, перенос понимается как сопротивление полному воспоминанию и, как ни парадоксально, бессознательное воспроизведение детских переживаний в виде повторяющихся отношений.

Опять же в пример можно привести ту же проекцию злого отца. Человек постоянно находит в других мужчинах пугающие аспекты, но при этом так и не может понять, что причина этого в прошлом, а не настоящем.

  • Выражение внутрипсихического конфликта и желания достичь удовлетворения потребностей в отношениях и интимности
  • Выражение универсального психологического стремления к организации опыта и создания смысла.

В терапевтических отношениях работа с неинтегрированными фрагментами Родителя и Ребенка ведется через понимание того, как архаические потребности – воспроизводятся в переносе.

Здесь важно изучение разрывов или нарушений отношений.

Реорганизация личности происходит в процессе интеграции аффективных, когнитивных и физиологических процессов с поведением, а терапевтическое отношение используются как пространство «между», то есть между старыми защитными паттернами и новым способом построения отношений

В этом смысле применяется несколько групп методов. Первая группа – это методы, которые создают рамку терапии и отношений. Сюда относятся расспрос, подстройка и вовлеченность

  1. Расспрос подразумевает открытость терапевта к раскрытию точки зрения клиента, в то время как клиент параллельно открывает чувство самости с каждым из утверждений или вопросов терапевта. По большому счету это типичный процесс свободных ассоциаций.
  2. Подстройка — это двухкомпонентный процесс. Она начинается с эмпатии — то есть, восприимчивости и идентификации с ощущениями, потребностями или чувствами другого — и сообщения этого восприятия другому человеку. Так терапевт может сделать предположение: мне кажется, ты сейчас чувствуешь то-то и то-то. При этом важной частью подстройки, является восприимчивость к уровню развития психики клиента. Суть подстройки состоит в том, чтобы отвечать клиенту на уровне того возраста, в котором был дефицит контакта в отношениях, когда возникли фиксации в системе представлений о себе, других и качестве жизни»
  3. Вовлеченность, которая включает признание, подтверждение, нормализацию и присутствие, ослабляет внутренние защитные механизмы. Среди отдельных техник можно выделить следующие.

В целом это все стандартные элементы построения отношений характерные для современного психоанализа, клиент-центрированной терапии и гештальт-терапии. Все же помимо отношений в интегративном транзактном анализе имеется и ряд отдельных методик.

  1. Поддерживающая регрессия. В рамках данной техники терапевт намерено поддерживает регрессию клиента с помощью переноса. Например, отыгрывает с ним отношения схожие с теми, что были с отцом или матерью. В рамках такой регрессии, клиент в присутствии терапевта может изучать свои первоначальные фиксации и интроекции. Цель регрессии – определить конфликты на ранних уровнях развития, обеспечить возможность исследовать исторический и феноменологический опыт и определить паттерны, которые продолжают существовать в текущих отношениях.
  2. Конфронтация –метод, используемый для освещения расхождений между противоречащими мыслями и поведением. Например, клиент может заявлять, что не способен на агрессию, а терапевт может обратить внимание на события, где он явно ее проявлял.
  3. Свободные ассоциации – психоаналитический метод, в котором клиента приглашают говорить все, что приходит ему в голову. Отличительной чертой интегративного транзактного анализа является то, что свободные ассоциации здесь подразумевают вовлеченность терапевта в отношения с клиентом. Присутствие терапевта позволяет ставить акценты, исследовать и прояснять опыт клиента, что приводит к расспросу и подтверждению, а, следовательно, признанию значимости этого опыта.
  4. Работа с телом - непосредственная работа с телесными структурами может включать прикосновение, массаж мышц, изменение моделей дыхания, и поощрение и/или сдерживание движений. Такая работа применяется при наблюдении ступоров и зажимов и по-видимому тоже взята из гештальта.

Целебный механизм

Все же основным целебным механизмом являются не отдельные техники, а так называемый феномен соприкосновения. Реакция соприкосновения описывается как интенсивная эмоциональная реакция, вспыхнувшая в результате контакта терапевта с клиентом. Феномен соприкосновения «возникает, когда для клиента существует заметный контраст между тем, что предоставляется в терапевтических отношениях, и тем, в чем он нуждался и по чему тосковал в предыдущих отношениях». Чаще всего этот феномен проявляется тогда, когда в кабинете терапевта клиента наконец слушают и принимают, чего никто не делал в его детстве.

Вывод

Интегративной Транзактный анализ стал отдельной школой транзактного анализа, которая многое взяла из практики гештальт-терапии и психоанализа при этом, опираясь на теорию транзактного анализа и на теорию потребностей Эрика Берна.

Как по мне по эффективности это направление вряд ли чем-то отличается от обычного психоанализа и вряд ли способно эффективно решать какие-то поведенческие острые проблемы, зато наверняка хорошо работает с характером и личностью, где действительно могут наблюдаться те или иные дефициты отношений.

© YouTube, Сайт (консультации), Обучение, Консультации (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS)

Главная -- Обучение от SimplePsychology -- Психологическая помощь -- Сотрудничество и реклама -- Публикации -- Видеопроизводство, статьи и слайды