Философия выделилась из мышления вообще, как знание, зафиксированное в словесной форме. Знание - это сведения, интегрированные в некоторую картину мира. Естественно, более или менее полная картина мира стала частью содержания философии. Картина мира, нормативная в конкретной философской системе, названа онтологией. Но онтология - вспомогательная часть философии. Философия - «не об этом».
По мере накопления, расширения, углубления знаний от философии отпочковались части, специализированные по сфере человеческого опыта и по методу получения знания. Этот процесс продолжается на наших глазах отпочкованием когнитивистики.
Что останется философией «в сухом остатке»?
Останется философией знание о том, как человеку относиться к своим знаниям, включающее представление о месте познающего человека в большом мире.
Как бы наука ни продвигалась вширь и вглубь, всегда будет нечто, что лежит за фронтом научного знания. Знание о том, что там, за границей опыта - это метафизика, предельные основания философской картины мира, онтологии. По определению, эти предельные основания принимаются на веру (или отвергаются другими философами). Отсюда — неустранимая разноголосица философов, у каждого — своя философская система.
Философские системы принято различать по их онтологии, в частности, - по принятым предельным основаниям, по метафизике. Поэтому можно говорить о синергетической философии — философской системе, онтология которой соответствует синергетическому миропониманию. У такой системы есть свои метафизика, аксиология, гносеология, в общем, есть всё, что полагается иметь философской системе.
Онтология синергетической философии - синергетическое миропонимание вообще основано на признании самоорганизации в роли источника сложности всего, что может быть каким-либо способом наблюдаемо.
Структура — это упорядоченность субстрата. Можно рассматривать отношение субстрат-структура как расширение привычного отношения материал (вещество) — физическое тело. И алмаз, и графит состоят из углерода, но атомы углерода в них различно организованы, упорядочены. Поэтому выражение «алмаз — это структура, сформировавшаяся на атомах углерода, как своём субстрате» точнее, чем выражение «алмаз состоит из углерода».
Главное: структура формируется на субстрате при подходящих условиях без специального управляющего воздействия.
Например, в классическом эксперименте на поверхности жидкого масла, налитого на дно сковороды, подогреваемой снизу, формируется характерная рябь (ячейки Бенара). Эта рябь — сетка из замкнутых в вертикальной плоскости местных потоков масла. Масло, дно сковороды, тепловой поток — всё однородно. Нигде не записано, какие молекулы куда должны перемещаться. Каждая молекула масла взаимодействует только со своими соседками и «ничего не знает» о ряби на поверхности. Но в результате этих местных взаимодействий (синергии молекул масла) возникает порядок — рябь, сетка бугорков на поверхности масла. Эта упорядоченность — структура, сформировавшаяся на масле, как своём субстрате, в потоке тепла (ресурса). Получилась элементарная модель «субстрат — поток ресурсов — структура», различные реализации которой можно усмотреть повсюду.
Так на определенном наборе органических молекул формируется живой организм, хотя нигде не записано, как этот организм должен выглядеть. На одном кусте (на одном субстрате) формируются разные огурчики (структуры) из-за различия в условиях их формирования.
Так на веществе Вселенной формируются звезды, планеты и прочие космические тела.
Так на массе нейронов в голове человека формируется нейронная сеть (уникальная у каждого человека).
Последовательное применение указанной трех-элементной модели приводит к представлению о мире-«слоёнке», составленной парами «субстрат-структура» таким образом, что структуры каждого уровня служат субстратом для структур вышележащего уровня.
Нужно отметить, что познавательная ценность такого представления оказывается разной в конкретных познавательных ситуациях. В ситуациях, где задействовано некоторое количество дискретных объектов, хватает классического подхода. А вот если задействованных объектов много или участвуют непрерывные среды, то классический подход часто оказывается недостаточным.
Метафизика синергетической философии заключается в вере в то, что самоорганизация действует и за фронтом науки так же, как она действует в изученном мире. И если есть Творец, то он создал мир, в котором правит самоорганизация, и занялся другими делами. Для синергетической картины мира Абсолют не нужен.
Сам фронт науки сейчас проходит чуть глубже уровня кварки и лептоны и на уровне границ видимой Вселенной. Внутри охваченного наукой пространства остались отдельные «темные» островки. Пожалуй, самый важный из этих островков — способ представления данных в мозге животного и человека.
Важно: внутри охваченного наукой пространства у серьезного мыслителя все его мысленные построения не должны противоречить научным представлениям. Тут нет места для капризного «Не верю!» и для «задания» науке открыть ещё нечто, что оказалось необходимым для придуманного мыслителем явления.
Без запретного фантазирования все наблюдаемые объекты оказываются очень неплотными упорядоченными сгущениями бесчисленных кварков и лептонов. Включая человека. Между кварками - лептонами и организмами можно разглядеть несколько промежуточных уровней «слоёнки»: субатомные частицы, атомы, молекулы, клеточные органеллы, клетки, ткани. Можно продолжить этот ряд уровней: родственная группа, популяция, биологический вид, …, биоценоз, биогеоценоз. На каждом уровне — свои структуры, свои закономерности. В любой паре «субстрат-структура» свойства субстрата ограничивают множество вариантов реализуемых на этом субстрате структур, оставляя выбор конкретного варианта текущему сочетанию условий.
В мире вещей возникновение устойчивой структуры сопровождается сбросом порции энергии (в каком-либо виде). Сформировавшаяся структура может разрушиться, высвободив вовлеченный в неё субстрат для участия в другой структуре. Это происходит при получении извне достаточно большой порции энергии (освободившейся при формировании соседней структуры) или при изменении потока ресурсов (остановка течения, подогрева и т.п.), или при изменении условий, снижающем величину порции энергии, необходимой для разрушения структуры, или при изменении свойств субстрата, делающем существовавшую структуру не реализуемой на данном субстрате. По большому счету, каждую структуру — каждую вещь рано или поздно настигает один из перечисленных разрушительных факторов.
И человечество - не вечно. Когда-нибудь какой-нибудь разрушительный фактор прихлопнет и нас.
Человек распознает разрушительные для человечества факторы как угрозы существованию. Обладая способностью к прогнозированию, человек наращивает объем и номенклатуру располагаемых ресурсов, чтобы в нужный момент суметь парировать очередную угрозу существованию человечества. Такое поведение у человека закреплено на биологическом уровне.
Однако, спектр угроз существованию человечества не ограничен ни по разнообразию, ни по объему ресурсов, требуемых для их парирования. Хуже того, поток угроз «не марковский», для некоторых видов угроз характерна периодичность. Поэтому, чем дольше существует человечество, тем выше вероятность встречи с редкими угрозами, среди которых есть и небывало (в истории человечества) разрушительные. Создалась ситуация, которую я назвал «большой гонкой»: человек наращивает располагаемые ресурсы, но параллельно этому объективно растет требуемый уровень этих ресурсов и субъективное представление человека о требуемом уровне располагаемых ресурсов, так как мы узнаем о всё новых угрозах.
Высшей человеческой ценностью (в синергетической философии) является текущее и будущее благополучие человечества. Благополучие это заключается в обеспечении максимального уровня защищенности от угроз существованию для наибольшего количества людей. Соответственно, целью жизни человека является активное и успешное участие в «большой гонке» - детей побольше и защита получше.