Найти тему
Рок на БиС

Два шага назад. Dizzy Gillespie - Free Ride (1977)

Изначально, рубрику "Два шага назад" я готовил для обзора альбомов исключительно простой рок-музыки, но когда стал обдумывать какие альбомы под этим названием здесь обозревать понял, что такое деление слишком искусственное и, самое главное, чуждое моему внутреннему императиву. Рок-музыка точно ничем не хуже джаза для меня, просто она другая. И шедевр в жанре рока записать, на мой взгляд, ни капли не легче, чем в джазе. Возможно, техническое мастерство музыкантов джаза выше, но это не имеет решающего значения при создании шедевра. В общем, концепцию пришлось слегка пересмотреть. Под названием "Два шага назад" будут выходить рассказы про релизы, которые не стали шедеврами, но которые любопытно послушать и при этом слегка расслабиться. В пику им, альбомы рубрики "шаг вперёд" будут продолжать требовать от читателя творческих усилий для восприятия.

Итак, сегодняшний текст об альбоме одного из отцов "современного джаза", или "modern jazz" если в английской транскрипции, Диззи Гиллеспи. Сразу оговорюсь, название "modern jazz" появилось в 40-х годах прошлого века. Вообще, как показывает история, глупо называть что-то только что появившееся словами новый или современный, иначе все следующее новое придётся называть: наиновейшее, наисовременнейшее и т. д. Смех! Этим грешит, к сожалению, вся историография 20-го века.

Добавьте описание

Но вернёмся к Диззи Гиллеспи. Если кто не знает, что такое "modern jazz", то коротко - под этим словом сегодня понимают джазовый мейнстрим. Но когда-то джазовый мейнстрим был другим и у него был свой ранний период, классический и упадок. Так вот весь джаз до эпохи "modern jazz" был настоящей поп-музыкой, под него танцевали. Кстати, упадком считали эру больших свинговых оркестров 30-х годов! Послушайте в качестве примера один из самых ярких оркестров эры свинга - коллектив Бенни Гудмена. У микрофона звезда эстрады и джаза - Пегги Ли.

Ютуб-канал maynardcat

Что сделали Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи? Они превратили джаз в музыку для слушания. Это сделало в итоге джаз элитарным искусством наравне с академической музыкой.

Ютуб-канал ebjazz93

Все 50-е годы джаз развивал эти идеи и сегодня, когда джазисты собираются на джем они зачастую взаимодействуют внутри этой концепции. В качестве примера - рандомное видео из Ютуба.

Ютуб-канал Claire Devlin

Но с середины 60-х ситуация начинает меняться и джазу, чтобы выжить, пришлось приспосабливаться. Первое, что случилось - джаз берёт на вооружение новые танцевальные ритмы (я недавно осилил достаточно подробную серию текстов у себя на дзен-канале на эту тему). В те годы самыми популярными ритмами были рок, фанк и соул. Подавляющее число джазовых музыкантов пробуют новые ритмы в своей музыке. И Диззи Гиллеспи, как видим, тоже не исключение.

Но Диззи Гиллеспи к этому времени уже не молод и записать альбом в современном звучании ему помогают молодые музыканты, для которых это звучание родное.

Это, в первую очередь, композитор Лало Шифрин. Вообще, на мой вкус, самый узнаваемый американский кино-композитор 70-х. Чего стоит его саундтрек к фильму Enter the Dragon с Брюсом Ли в главной роли.

Ютуб-канал ostmusicmix

Так вот Лало Шифрин написал для альбома Диззи оригинальную музыку и аранжировки. Кстати, на фото на обложке альбома, кроме самого Диззи Гиллеспи справа сам композитор, кроме того, обратите внимание, его имя вынесено в названии пластинки.

Но, кроме этого имени, я бы хотел ещё отметить здесь участие гитариста-виртуоза, в будущем ставшего очень известным музыкантом кроссовер джаза 80-х и 90-х - Ли Ритенауэра.

Вообще-то у автора было Райтеноур. А в свое время на Горбушке мы именовали его Ли Ритенур. Но другой наш автор, немало поживший за рубежом AgentOrange, на мой вопрос выдал именно такую версию фамилии этого замечательного музыканта. БиС.

Музыкант очень известен в узких кругах любителей смуз-джаз гитары, наравне с Джорджем Бенсоном или Ларри Карлтоном.

Кстати, на этом видео Ли Ритенауэр играет в коллаборации как раз с Ларри Карлтоном.

Ютуб-канал Михайло Григор'єв

В общем, этот альбом довольно приятный и сбитый. Достаточно качественный кроссовер-джаз конца 70-х. Диззи здесь неплохо врубается в новую для себя ритмику фанка. Для человека, который всю жизнь свинговал, - это заслуженный комплимент. В общем рекомендую, чтобы расслабиться и получить удовольствие.

Dizzy Gillespie - Primary Artist, Trumpet

Lalo Schifrin - Arranger, Composer, Conductor, Guest Artist, Keyboards, Producer

Oscar Brashear - Trumpet

James R. Horn - Flute, Saxophone

Jack Laubach - Trumpet

Lew McCreary - Trombone

Jerome Richardson - Flute

Ernie Watts - Saxophone

Sonny Burke - Keyboards, Piano, Piano (Electric)

Lee Ritenour - Guitar (Electric)

Wah Wah Watson - Guitar (Electric)

Ray Parker, Jr. - Guitar (Electric)

Wilton Felder - Bass

Ed Greene - Drums

Альбом целиком для коллекции:

Автор заметки - filumjazz

Предыдущие заметки автора:

#музыка #джаз #filumjazz #dizzy gillespie #lee ritenour #lalo schifrin #larry carlton #benny goodman #charlie parker #peggy lee

Вы, надеюсь, обратили внимание, что в последнее время статьи, посты и видео на канале выходят практически ежедневно. Это требует значительного количества времени. Если вы сочтете, что наши дополнительные усилия стоят вознаграждения, то можете помочь нам. Размер суммы исключительно на ваше усмотрение.БиС.