Нас привозили со всего Союза. Музыкально одарённые дети. Интернат школы при консерватории. Казалось, впереди - блестящая музыкальная карьера!
Начало Часть I Глава 5 "Письма"
Тем временем подошла пора делать уроки. По распорядку два часа в день отводилось на самостоятельные занятия музыкой и два часа на приготовление уроков. Причём, поскольку количество музыкальных инструментов и помещений для самостоятельных занятий было ограничено, интернатское население делилось пополам. Половина детей делала уроки с четырёх до шести, в то время, пока вторая половина занималась музыкой. Потом, с шести до восьми, половины менялись местами.
Все главы автобиографической повести Татьяны Брунько "Прозрачная девочка" читайте здесь.
Видео в авторском чтении здесь:
За каждым ребёнком закреплялось помещение с фортепиано, это могла быть интернатская комната, обитатели которой в это время соответственно занимались в других местах, либо, если вам больше повезло, учебный класс. Во время занятий музыкой по коридору прохаживался воспитатель, и, если из вашего класса не доносилось пассажей, он обязан был предпринять все меры для восстановления непрерывного звукового потока.
Уроки же делали все сразу в одной комнате, учебке. Она была довольно большая, как школьный класс, за отдельным столом сидел воспитатель, а дети сидели за столами по двое. Когда сорок лет спустя Таня вместе с приехавшей на недельку из Германии Катей каким-то чудом попали в интернат, они замерли в изумлении на пороге учебки. Казалось, время остановилось… Та же тоскливая казённая пустота, те же длинные столы и тот же безнадёжный прямоугольник двора-колодца в окне. Только был сделан ремонт да столы украшали снесённые из всех комнат на лето горшки с домашними растениями. А единственный тополь во дворе сильно вырос…
В учебке всегда был шум, гам, разговоры. Причём больше всех разговаривали именно воспитатели. Сегодня дежурил Евгений Яковлевич. Кажется, он был филолог.
— Вот вы употребляете всякие такие словечки: «сека», «чувак», «клёво», «стебок», а вы знаете, что это такое? Я посмотрел в словаре: это воровской жаргон!
В тоне Евгения Яковлевича не было осуждения, он был абсолютно панибратский, даже заискивающий. И словосочетание «воровской жаргон» не звучало, как что-то ужасное.
— Вы кого называете «секой»?
Ребята не отвечали и улыбались.
— Воспитателя, потому что он может засечь, когда вы занимаетесь чем-то недозволенным. Поэтому говорите: «Постой на секе!» А вы знаете, что означает «сека» на воровском жаргоне? Глазок тюремной камеры.
Ребята молчали.
— А вот меня вы почему называете «сявкой»?
Послышался смех. Никто не думал, что секи знают свои клички!
— «Сявка» – это на воровском жаргоне «мелкий воришка». Я у кого-нибудь что-нибудь украл?
Никто же не станет ему объяснять, что кличка произошла от первых букв его фамилии! Были примеры намного хуже. Например, кличка старшего воспитателя Василия Васильевича (Вась Вася) была и вовсе Козёл! Хотя, как уже говорилось, он был добрейший человек. Просто, скорее всего, её тоже произвели первые буквы его фамилии. И, да, воспитателей дети не любили, практически всех. А они работали в интернате по много лет и не менялись. Изредка появлялись новые, которые могли сказать что-то ласковое ребёнку, обнять, подбодрить. Такие воспитатели всегда ходили, облепленные со всех сторон детьми, которые проникались к ним просто обожанием, но они почему-то не задерживались на этой работе надолго…
— А вы знаете, - продолжал Евгений Яковлевич, кто такой «стебок»? В прошлом веке так назывался кабан-производитель!
Тут уж все просто заржали! И повернулись в сторону самых отъявленных интернатских стебков. Хотя стёб был среди всех ребят, да и девочек, популярным способом общения. Сейчас это называется «троллинг». Такое лёгкое подкалывание друг друга. А иногда и нелёгкое…
Дальнейший монолог воспитателя можно не приводить, вместо этого посмотреть соответствующие эпизоды из «Бриллиантовой руки». Таня не слушала Евгения Яковлевича, она же была «примерная девочка» и этих слов не употребляла. Кроме, разве что, слова «сека». Она спокойно сделала все уроки на завтра, а поскольку из учебки до восьми часов выходить было нельзя, стала писать письмо.
Таня регулярно писала письма двум адресатам: родителям и подруге Оле, с которой она дружила с первого класса. Родителям каждую неделю, Оле – как получалось. И если не успевала в учебке, то получалось на уроках, правда, уж совсем-совсем второстепенных, на какой-нибудь ботанике или географии. Надо ли говорить, как Таня скучала по ним и как ждала писем! Это, наверное, невозможно представить, но тогда не было ни сотовых телефонов, ни соцсетей. Более того, даже по обычному телефону дети не могли общаться с родителями! Нет, у последних был, конечно же, номер телефона воспитательской, они могли туда позвонить, но учитывая бешеную дороговизну междугородних звонков и количество детей, проживавших в интернате, это могли быть звонки только по экстренным случаям. И когда воспитатель говорил: «Беги в воспитательскую, тебе звонят родители», — у «счастливца» сразу подкашивались ноги от страха. Дети и родители не виделись месяцами, в каждую новую встречу родители могли не сразу узнать своих выросших детей, ведь не все ребята могли съездить домой на осенние и весенние каникулы. Якуты и калмыки ездили только на зимние и летние. Да и зимние иногда проводили в интернате… Что оставалось? Письма. И наука ЖДАТЬ. Танины письма шли домой около недели, у других ребят и подольше.
Письма лежали на столе вахтёра, и дети окружали его нетерпеливой стайкой, когда шли строем мимо вахты в столовую. Добрая низенькая седая вахтёрша в очках, Валентина Ивановна, радовалась за каждого ребёнка, получившего письмо. Если письмо было от Оли, Валентина Ивановна всегда думала, что она взяла два письма, такие они были толстые. Нет, девочки не писали друг другу романов, просто в конверте, кроме письма, всегда было ещё что-то.
Это были трогательные свидетельства детской дружбы, бесчисленные детские сокровища: открытки, картинки, наклейки, переводнушки, значки, бусинки, гербарии, фантики от жвачки или даже пластинка жевательной резинки. Тогда до нас только дошло это достижение цивилизации, и пластинки жевательной резинки начали появляться в продаже в Ленинграде, а иногда такое счастье перепадало Тане от дружественных немцев, и она делилась им с Олей. Переписывали откуда-то смешинки, анекдотики, рассказики, иными словами, общение подруг продолжалось всеми мыслимыми и немыслимыми способами.
Однажды Таня напихала в конверт желудей с прогулки. Дома дубы не росли, поэтому надо было Оле показать, как выглядят настоящие жёлуди. Но конверт не пролез в почтовый ящик, пришлось его вскрывать и убирать лишнее.
Родители зачастую присылали детям в конверте деньги. Это мог быть рубль, три или пять рублей (целое состояние!), но не больше одной купюры, поскольку вообще-то деньги в письмах пересылать не разрешалось, для этого были почтовые переводы. Но за переводом же надо было на почту идти, а младшую смену в город не пускали! Вот и подпитывали родители своих чадушек рубликами в конвертах… Родителям Таня всегда писала, что у неё всё хорошо: в школе пятёрки, в интернате порядок, в воскресенье хорошо вымылась в душе и коса уже почти высохла. Фен появился в домашнем обиходе примерно десятилетие спустя, и коса сохла не один день. К концу первого учебного года косу пришлось остричь и заменить на два коротких хвостика. Расстроить маму в письме какой-нибудь жалобой Таня даже и помыслить не могла! Мама и так ужасно переживала за неё и, как Таню забрали в Ленинград, сразу заработала гипертонию. Оле же она писала всю правду. Ну или почти всю. Какое счастье, что Оля сохранила эти письма!
Когда сорок лет спустя Таня, будучи у подруги в гостях, прочла эти письма, в памяти во всех красках воскресло её интернатское детство.
Почему Таня так любила картину Ван Гога "Прогулка заключённых? Что изымали из детских тумбочек во время шмонов? Так кто, всё-таки, не тётка: голод или холод? Об этом читайте в следующей главе:
Дорогие друзья, главы повести "Прозрачная девочка" выходят также и в авторском чтении на видео. Глава 5 "Письма":
Выбирайте формат, который вам больше по душе, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжения истории прозрачной девочки Тани! А в вашем детстве были похожие моменты? Хотели бы вы оказаться на моём месте в детстве?
#ссмш при лолгк #советское детство #обучение детей музыке #татьяна брунько #интернат для особо одаренных детей #музыкальное образование в ссср #ленинград