Ни один парижский мост не писали так часто, как Новый. Даже немного скучно стало все его изображения себе сохранять.
С момента его постройки в XVII в. (опять же благодаря Генриху IV, придется все-таки о нем немного написать) он был популярным и модным местом. Он стал главной городской артерией, с открытыми для обзора видами, так как домов на нем не строили, не смотря на первоначальный проект, и любование городским пейзажем стало новым развлечением парижан. Кстати скажу, что этот мост почти всегда называют самым старым мостом в Париже. Он самый старый, поскольку не был перестроен, это да, а так мост Нотр-Дам или мост Менял существовали и до него, просто их серьезно перестраивали. А название "Новый" осталось, так как во время постройки название ему так и не придумали. Но заложен он был еще при Генрихе III и мог бы называться Мостом слез, потому что на церемонию закладки король пришел весь в слезах из-за того, что накануне на дуэли были убиты его любимцы Келюс и Можирон.
Новый мост был новостной биржей, театральной сценой, книжной ярмаркой, площадкой для демонстрации новых нарядов. Стал важным городским пространством и центром общественной жизни, где чуть ли не впервые смешались все слои населения, поскольку и аристократы и горожане приходили сюда развлекаться. Новый мост стал, как говорят историки города, местом рождения современного Парижа. Здесь, например, появились первые тротуары. Смотрите, сколько народу на этой гравюре. И кареты и портшезы и палатки торговые, представления и тротуары видны.
Что касается нарядов, то на Новом мосту появилась и новая порода воров - воры плащей, их называли «filous»-филу. Плащи были серьезным вложением средств и
«из одного плаща можно сшить два новых камзола. За подобные преступления сурово наказывали – например, известный скупщик краденой женской одежды по имени Валентин был повешен в марте 1665 года, – но выгода была столь велика, что плащи продолжали воровать». Дж.Дежан. «Как Париж стал Парижем»
Рассказывали даже о настоящих дворянах, которые шутки ради отправлялись сюда и срывали с людей плащи. Возможно, это речь о брате Людовика XIII, Гастоне Орлеанском.
Сохранились имена не только скупщиков краденного. Известно, что на мосту выступал слепой певец Филипо (или Фелибер из Савойи) и зубодер Тома по прозвищу le Gros (варианты перевода: Большой, Толстый, а то и Великий). Он был высокого роста, с зычным голосом, стоя на колеснице, он собирал вокруг себя болящих и «окружавший его народ проявлял к нему полнейшее доверие, и самая безумная зубная боль, казалось, замирала у его ног». Ну и еще масса шарлатанов, продававших, например, дорогие целебные настои, оказывавшиеся водой из Сены. (листайте галерею)
Булгаков в «Жизни господина де Мольера» очень красочно описывает Новый мост и среди прочего упоминает продавцов некоего лекарственного средства:
«Орвьетан, орвьетан, покупайте орвьетан!» Буффоны в масках охрипшими в гвалте голосами клялись, что нет на свете такой болезни, при которой не помог бы волшебный орвьетан. Он спасает от чахотки, от чумы и от чесотки!».
Орвьетан попал во Францию из Италии где-то в начале XVII века и стал главным лекарством от всех болезней и главное- от ядов (тут можно вспомнить безоары из Гарри Поттера, и это тоже не выдумка). Основная идея заключалась в том, что чем больше ингредиентов было в составе, тем от большего количества недугов он мог излечить, рецептов было множество, количество ингредиентов могло доходить до сотни. В состав входили травы, специи, минералы, вещества животного происхождения, например, бобровая струя или мясо ядовитой змеи и часто опиум.
Про водокачку "Самаритен", давшую имя крупнейшему парижскому универмагу мы уже говорили, но стоит её упомянуть именно в связи с мостом. На ней со всех четырех сторон были часы.
Какое-то время в XIX в. на мосту стояли такие торговые палатки, но они не очень-то уютно выглядят, правда?
И долгое время у моста были пришвартованы Самаритянские бани, уже после сноса водокачки в 1813 г. Вот таким образом, на корабле, обычно устраивались горячие бани, где клиентам предлагались отельные кабинеты, где в ванной можно было читать книгу, нюхать табак, а после бани предлагали бульон. Были еще холодные купальни, по сути просто огороженный участок реки. Кстати, стихийные, неорганизованные, т.е. мало пристойные купальни в летнюю жару организовались у Нового моста с момента его постройки.
Существовал анекдот, считалось что на Новом мосту во всякий день можно встретить монаха, проститутку и белую лошадь, Фонвизин, который жил в Париже в 70-х гг. XVIII в. знал этот анекдот и честно ходил проверять, а в книге «Картины Парижа» мосту отведена отдельная глава:
«Прилив и отлив горожан и иностранцев на этом мосту так велик, что для того, чтобы встретить нужных людей, достаточно прогуливаться здесь ежедневно в течение какого-нибудь часа. Здесь дежурят полицейские шпионы, и если они в продолжение нескольких дней не встречают того, за кем следят, они решительно утверждают, что его нет в Париже».
Федор Глинка рассказывает, что во время пребывания русских войск в Париже в городе ставилась пьеса примерно такого содержания: встречаются на Новом мосту несколько мужчин и женщин, каждый со своими горестями, кто-то хозяев обокрал, кто-то из тюрьмы вышел и решают разом покончить с собой, прыгнув в реку, но голос их останавливает словами: « Глупцы, что вы делаете, ведь есть на свете земля, где ваши горести будут забыты, вы будете обласканы судьбой и дары ее будут сыпаться на вас ежедневно! – Что за земля такая?– вопрошают несчастные – Россия! Это Россия!» И люди, взявшись за руки бегут в дилижансы и почтовые кареты. Глинка утверждает, что в это время так все и было на самом деле.
Эту часть Сите мы слегка изучили, осталась только Сен-Шапель, но про нее чуть позже, когда книжку дочитаю)
Подписывайтесь на мой канал о Париже на яндекс-дзен и на Телеграм, там дополнительные истории.
#история парижа #сите #мосты парижа #1 округ #шарлатаны