Найти в Дзене
Хроники св. Женевьевы

Очень важный мост Парижа

Ни один парижский мост не писали так часто, как Новый. Даже немного скучно стало все его изображения себе сохранять. С момента его постройки в XVII в. (опять же благодаря Генриху IV, придется все-таки о нем немного написать) он был популярным и модным местом. Он стал главной городской артерией, с открытыми для обзора видами, так как домов на нем не строили, не смотря на первоначальный проект, и любование городским пейзажем стало новым развлечением парижан. Кстати скажу, что этот мост почти всегда называют самым старым мостом в Париже. Он самый старый, поскольку не был перестроен, это да, а так мост Нотр-Дам или мост Менял существовали и до него, просто их серьезно перестраивали. А название "Новый" осталось, так как во время постройки название ему так и не придумали. Но заложен он был еще при Генрихе III и мог бы называться Мостом слез, потому что на церемонию закладки король пришел весь в слезах из-за того, что накануне на дуэли были убиты его любимцы Келюс и Можирон. Новый мост был

Ни один парижский мост не писали так часто, как Новый. Даже немного скучно стало все его изображения себе сохранять.

Новый мост и Сите 1832. Джузеппе Канелла,  © Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Новый мост и Сите 1832. Джузеппе Канелла, © Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

С момента его постройки в XVII в. (опять же благодаря Генриху IV, придется все-таки о нем немного написать) он был популярным и модным местом. Он стал главной городской артерией, с открытыми для обзора видами, так как домов на нем не строили, не смотря на первоначальный проект, и любование городским пейзажем стало новым развлечением парижан. Кстати скажу, что этот мост почти всегда называют самым старым мостом в Париже. Он самый старый, поскольку не был перестроен, это да, а так мост Нотр-Дам или мост Менял существовали и до него, просто их серьезно перестраивали. А название "Новый" осталось, так как во время постройки название ему так и не придумали. Но заложен он был еще при Генрихе III и мог бы называться Мостом слез, потому что на церемонию закладки король пришел весь в слезах из-за того, что накануне на дуэли были убиты его любимцы Келюс и Можирон.

Николя Жерар. Новый мост 1715, © Bibliothèque nationale de France
Николя Жерар. Новый мост 1715, © Bibliothèque nationale de France

Новый мост был новостной биржей, театральной сценой, книжной ярмаркой, площадкой для демонстрации новых нарядов. Стал важным городским пространством и центром общественной жизни, где чуть ли не впервые смешались все слои населения, поскольку и аристократы и горожане приходили сюда развлекаться. Новый мост стал, как говорят историки города, местом рождения современного Парижа. Здесь, например, появились первые тротуары. Смотрите, сколько народу на этой гравюре. И кареты и портшезы и палатки торговые, представления и тротуары видны.

Hendrick Mommers. До 1694. Лувр. Тоже наглядная картина активной жизни на мосту.
Hendrick Mommers. До 1694. Лувр. Тоже наглядная картина активной жизни на мосту.

Что касается нарядов, то на Новом мосту появилась и новая порода воров - воры плащей, их называли «filous»-филу. Плащи были серьезным вложением средств и

«из одного плаща можно сшить два новых камзола. За подобные преступления сурово наказывали – например, известный скупщик краденой женской одежды по имени Валентин был повешен в марте 1665 года, – но выгода была столь велика, что плащи продолжали воровать». Дж.Дежан. «Как Париж стал Парижем»

Рассказывали даже о настоящих дворянах, которые шутки ради отправлялись сюда и срывали с людей плащи. Возможно, это речь о брате Людовика XIII, Гастоне Орлеанском.

Антони ван Дейк. Гастон Орлеанский. Музей Конде. Похож на папу, я считаю
Антони ван Дейк. Гастон Орлеанский. Музей Конде. Похож на папу, я считаю

Сохранились имена не только скупщиков краденного. Известно, что на мосту выступал слепой певец Филипо (или Фелибер из Савойи) и зубодер Тома по прозвищу le Gros (варианты перевода: Большой, Толстый, а то и Великий). Он был высокого роста, с зычным голосом, стоя на колеснице, он собирал вокруг себя болящих и «окружавший его народ проявлял к нему полнейшее доверие, и самая безумная зубная боль, казалось, замирала у его ног». Ну и еще масса шарлатанов, продававших, например, дорогие целебные настои, оказывавшиеся водой из Сены. (листайте галерею)

Булгаков в «Жизни господина де Мольера» очень красочно описывает Новый мост и среди прочего упоминает продавцов некоего лекарственного средства:

«Орвьетан, орвьетан, покупайте орвьетан!» Буффоны в масках охрипшими в гвалте голосами клялись, что нет на свете такой болезни, при которой не помог бы волшебный орвьетан. Он спасает от чахотки, от чумы и от чесотки!».

Орвьетан попал во Францию из Италии где-то в начале XVII века и стал главным лекарством от всех болезней и главное- от ядов (тут можно вспомнить безоары из Гарри Поттера, и это тоже не выдумка). Основная идея заключалась в том, что чем больше ингредиентов было в составе, тем от большего количества недугов он мог излечить, рецептов было множество, количество ингредиентов могло доходить до сотни. В состав входили травы, специи, минералы, вещества животного происхождения, например, бобровая струя или мясо ядовитой змеи и часто опиум.

Продавец орвьетана. Этьен Жора. Музей Коньяк-Же
Продавец орвьетана. Этьен Жора. Музей Коньяк-Же

Про водокачку "Самаритен", давшую имя крупнейшему парижскому универмагу мы уже говорили, но стоит её упомянуть именно в связи с мостом. На ней со всех четырех сторон были часы.

-7

Какое-то время в XIX в. на мосту стояли такие торговые палатки, но они не очень-то уютно выглядят, правда?

1848 г. Библиотека школы изящных искусств
1848 г. Библиотека школы изящных искусств

И долгое время у моста были пришвартованы Самаритянские бани, уже после сноса водокачки в 1813 г. Вот таким образом, на корабле, обычно устраивались горячие бани, где клиентам предлагались отельные кабинеты, где в ванной можно было читать книгу, нюхать табак, а после бани предлагали бульон. Были еще холодные купальни, по сути просто огороженный участок реки. Кстати, стихийные, неорганизованные, т.е. мало пристойные купальни в летнюю жару организовались у Нового моста с момента его постройки.

Анри Жозеф Арпиньи. Самаритянские бани. 1845-1875 © Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Анри Жозеф Арпиньи. Самаритянские бани. 1845-1875 © Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Существовал анекдот, считалось что на Новом мосту во всякий день можно встретить монаха, проститутку и белую лошадь, Фонвизин, который жил в Париже в 70-х гг. XVIII в. знал этот анекдот и честно ходил проверять, а в книге «Картины Парижа» мосту отведена отдельная глава:

«Прилив и отлив горожан и иностранцев на этом мосту так велик, что для того, чтобы встретить нужных людей, достаточно прогуливаться здесь ежедневно в течение какого-нибудь часа. Здесь дежурят полицейские шпионы, и если они в продолжение нескольких дней не встречают того, за кем следят, они решительно утверждают, что его нет в Париже».

Федор Глинка рассказывает, что во время пребывания русских войск в Париже в городе ставилась пьеса примерно такого содержания: встречаются на Новом мосту несколько мужчин и женщин, каждый со своими горестями, кто-то хозяев обокрал, кто-то из тюрьмы вышел и решают разом покончить с собой, прыгнув в реку, но голос их останавливает словами: « Глупцы, что вы делаете, ведь есть на свете земля, где ваши горести будут забыты, вы будете обласканы судьбой и дары ее будут сыпаться на вас ежедневно! – Что за земля такая?– вопрошают несчастные – Россия! Это Россия!» И люди, взявшись за руки бегут в дилижансы и почтовые кареты. Глинка утверждает, что в это время так все и было на самом деле.

Пьер Огюст Ренуар, 1872, Национальная галерея искусств, Вашингтон
Пьер Огюст Ренуар, 1872, Национальная галерея искусств, Вашингтон

Эту часть Сите мы слегка изучили, осталась только Сен-Шапель, но про нее чуть позже, когда книжку дочитаю)

Подписывайтесь на мой канал о Париже на яндекс-дзен и на Телеграм, там дополнительные истории.

#история парижа #сите #мосты парижа #1 округ #шарлатаны