Найти тему
Угрюмый лимон о финансах

Американский "Ржавый пояс" все еще ждет новой жизни

Соединенные Штаты всегда были страной контрастов. В течение десятилетий после Второй мировой войны экономические различия удалось уменьшить благодаря высоким темпам миграции.

Столица из граничащего с Канадой так называемого "Ржавого пояса" охотно переходила в более теплое место в пределах так называемого пояса солнца, и обедненный Юг обогащался с развитием промышленности.

Значительная часть афро-американского населения, в свою очередь, отплыла на север. Миграция была движущей силой американского экономического успеха.

Тот факт, что ее показатели значительно снизились за последнюю четверть века, не остается без влияния на возможности реализации экономического роста.


Термин "Пояс ржавчины" относится к Штатам, окружающим регион Великих озер на северо-западе: Иллинойс, Индиана, Мичиган, Огайо, Пенсильвания, Западная Вирджиния и Висконсин.

В начале XX века это были процветающие центры добычи каменного угля, металлургии, тяжелой и легкой промышленности. Их судьба изменилась в результате рецессии в 70-х годах. И в результате роста внешней конкуренции.

После этого стало только хуже, так как по мере технологического прогресса последовала автоматизация производства и сокращение рабочих мест.

Но прежде всего, промышленная экономика уступила место экономике, основанной на услугах, оставив печальное наследие в виде неработающих, ржавых (отсюда: полоса ржавчины) производственных цехов и складов.

-2

А то, что уцелело, сокрушительный удар нанесла экономическая экспансия Китая, который в первое десятилетие XXI века штурмом ворвался в глобальные цепочки создания стоимости, от сталелитейной до текстильной промышленности.

Реальность "Пояса ржавчины" символически отражает историю Детройта, некогда богатого и оживленного промышленного центра, где проживают американские автомобильные компании Ford, General Motors и Chrysler. За 70 лет население города сократилось почти на 65 процентов.

-3

О масштабах падения свидетельствует тот факт, что Детройт был вынужден в 2013 году объявить о несостоятельности и сдать себя в комиссариат. В итоге кредиторы дали согласие на сокращение долга на 7 млрд долл., благодаря чему город восстановил контроль над своими финансами.

В поясе ржавчины люди годами борются с безработицей, бедностью и наркоманией, а средняя продолжительность жизни ниже, чем в других частях США.

В постиндустриальной Америке капитал имеет мало стимулов для переселения в районы с низкой заработной платой. Высококвалифицированные рабочие переезжают в процветающие города на восточном и западном побережьях, что еще больше лишает уязвимые регионы человеческого капитала, который может способствовать их регенерации.

-4

С тех пор как глобализация открыла перед производителями азиатские рынки с дешевой рабочей силой, промышленность находится в постоянном кризисе.

Драма "Пояса ржавчины", ощутимо раскрывающая более широкую проблему деиндустриализации США, Дональд Трамп сделал центральным элементом своей предвыборной кампании 2016 года.

Лозунг возвращения промышленности в США завоевал голоса традиционно демократического рабочего электората, который в 2012 году поддержал и Барака Обама.

-5

Трамп преследовал сильно протекционистскую программу. В 2018 году была введена импортная пошлина на сталь (ставка 25 проц.) и алюминия (10 проц.) из Китая и из остального мира, утверждая, что сокращение конкуренции позволит встать на ноги отечественным производителям.

Торговые партнеры США, очевидно, не остались в долгу и наложили ответные пошлины на сталь и алюминий США, а также на автомобили, самолеты и даже сельскохозяйственные культуры.

Это привело, как известно, к таможенной войне, которая обострила геополитические трения с Китаем, испортила климат в отношениях с европейскими союзниками и, прежде всего, ударила по мировым рынкам, ввергнув их в настроение неопределенности.

Иностранных потребителей лишилась не только сырьевая промышленность, которая должна была стать, в конце концов, главным бенефициаром политики протекционизма, но и отрасли потребительских товаров.

Отрасли: автомобильная, строительная и бытовая техника должны были поднять цены и понесли потери в пользу конкурентов из других стран и, как следствие, уволили рабочих.

Экспортоориентированные производители пострадали как от ответных целей, так и от волатильности, вызванной торговой войной с Китаем.

Увы, но будущее всего «Ржавого пояса», пока видится все в тех же унылых тонах. Просветления не видно. Прошлого расцвета, скорее всего, уже не вернуть, и жить надо настоящим.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Не забывайте ставить лайки и подписываться, чтобы не пропустить интересные материалы. До скорого, друзья!