Собиралась я, собиралась написать и наконец собралась. )))
Значит, про новую школу.
Дочь у меня там доучивалась в 9 классе. В обычном, не в математическом (он параллельный). Но в 10 классе ситуация меняется, там будет очень сильное профилирование. Я сама еще толком не поняла. Но вроде бы (кроме обязательных для ЕГЭ русского и математики) можно выбирать уровень изучения каждого предмета: очень простой, типа для общего развития; более сложный – уровень экзамена; совсем сложный – уровень олимпиады. Причем как минимум 2 предмета нужно выбрать на этом самом сложном уровне.
Но могу пока рассказать, как было в девятом.
Общая система
По ряду предметов можно выбирать профиль и учителя. Если банально, то «сильнее» и «слабее». «Сильнее» - это обычно уровень как минимум муниципальной олимпиады. Плюс во всех «сильных» группах в любом случае идет подготовка к ОГЭ, сдаешь ты его или нет. Впрочем, дочь говорит, что это вообще не принципиально, потому что там у всех уровень высокий. Кстати, что касается английского, то у них «слабая» группа – это как раз уровень ОГЭ.
Таким образом, некоторые предметы стоят в одно и то же время у обоих девятых классах. И дети расходятся к нужным учителям. Вот у меня дочь ходила на продвинутый английский и химию.
Очень много дополнительных занятий. Опять же, нужно взять не менее двух предметов.
Приведу в пример свой английский. Он там 5 раз в неделю. Плюс дочь ходит на доп.занятие – 1,5 часа. Раз в две недели – разговорный клуб (2 часа). И она на следующий год еще на одно доп.занятие хочет ходить, там подготовка к IELTS.)) Это я уже не сосчитаю, сколько английского. )))) Еще она ходит на доп.химию. И еще на что-то. В результате она занимается не всегда до трех, иногда до пяти, иногда до семи. Но, как ни странно, успевает все и говорит, что не устает – ей нравится. А сейчас, летом, она ездит на английский, биологию и химию. Там почти все лето есть занятия. Это не обязательно, но дочери нравится. Поэтому встает в шесть утра и едет в другой город. (Где бы найти смайлик с выпученными глазами?) ))))
Система преподавания
Практически нет такого, чтобы преподаватель вычитывал что-то по тетрадке, а все записывали. Рассказывают, объясняют, вовлекают, дискутируют – в общем, теребят всех. Ученик всегда задействован, он не безмолвный поглощатель знаний. )
Как сказала дочь, придя с какого-то урока:
- Я за час поняла то, чего не понимала 9 лет в школе.
При этом отсидеться в углу не получается. Пока ты не поймешь и как-то это не проявишь – с тебя не слезут. )))
Записи, кстати, от учащихся не требуют и не особо проверяют. Если у тебя несколько предметов в одной тетради, а надо что-то сдать, то разрешают сфотографировать задание и отправить учителю.
И что удивило дочь: учителя готовы к каждому уроку! У них все рассчитано до минуты.
То есть не бывает, как в старой школе:
- Так, что у вас там? Рельеф. Как бы вам определение сформулировать… Сейчас, сейчас. Ага, вот так запишем. И еще вот тут запишем. А тут не будем. Нет, все-таки и тут запишем. Вдруг пригодится. Ладно, мы все записать не успели, дома допишите. И еще сделайте письменно вопросы 1-5. Кому непонятно? В учебнике все написано.
Домашние задания и их проверка
Как сказала дочь, они не количественные, а качественные. То есть практически полностью исключается часть «чтоб было».
Ну, для сравнения.
Задание по русскому в старой школе. На тире между подлежащим и сказуемым. Списать упражнение. Расставить там знаки препинания. В каждом предложении обозначить грамматическую основу. Указать предложения, где стоит тире между подлежащим и сказуемым.
Задание по русскому в новой школе. Высылается довольно большое упражнение. Указать предложения, где ставится тире между подлежащим и сказуемым. Как указать – ваше дело. Хоть на бумажку номера предложений запишите, хоть запомните, хоть татуировку себе набейте. )))
Вроде бы, кажется, что в первом варианте пользы намного больше? Как выяснилось, нет. Потому что пока со всем этим долбаешься, до непосредственно темы – тире – уже не доходишь. Уже не до этого. А во втором случае все занимает меньше времени, но, как опять же сказала дочь, в сомнительных случаях лишний раз лезешь в учебник, читаешь материал, думаешь. И делаешь осознанно, а не чтобы отделаться и сдать. Зато уже навеки про это тире запоминаешь.
Да, домашнее задание обычно проверяется устно. То есть хочешь - пиши и читай по тетрадке. Не хочешь – отвечай так. Вот дочери удобнее устно или с краткими пометками для себя.
На мой взгляд, очень похоже на вузовскую систему.
И перед каждой проверкой обязательно спрашивают: что непонятно и были ли какие-то проблемы с выполнением. Если были – то отвечают на вопросы и объясняют. Там вообще хороший принцип. Если непонятно – обязательно спрашивай, тебя никто не обругает, не поторопит, а подробно объяснят еще раз. И еще. И сколько нужно. И без малейшего раздражения и криков «мы не успеваем».
Ой, да. В процессе выдачи домашнего задания тоже все подробно объясняют и отвечают на возникающие вопросы. Обычно последние пять минут на это отводят. То есть выдают, поясняют, параллельно кидают в группу класса в ВК. И еще вечером перед уроками снова его дублируют. Типа, не забудьте, вот это задали. Так что отвертеться, что не знал, не получится. Если в процессе выполнения возникают вопросы – тоже можно в группе спросить, учителя обычно в течение дня отвечают. То есть даже если тебя не было – все можно узнать, прочитать и выяснить.
Подготовка к ОГЭ
Репетиторы не нужны, все дается в школе.
Активно используется сайт Решу.ОГЭ. Много заданий дают оттуда.
При этом учителя сами составляют варианты, исходя из пробелов, которые обнаруживаются у большинства. Допустим, у всего класса проблемы с вводными словами. Учитель просматривает чуть не все варианты, выбирает все задания на эти вводные слова и дает ученикам. Получается, что они делают, например, штук 5-6 задания номер три.
Пробники пишут почти каждый месяц. Бесплатно. Там половина учителей – сами эксперты, поэтому они же и проверяют. Результаты разбираются с каждым, прорабатываются ошибки.
Учителя и качество преподавания
Тут я вообще молчу. Часть учителей – кандидаты наук. Много приходящих из вузов. Преподаватель английского с уровнем С2. Я сама от нее много взяла (дочь со мной делится).
На уроке занимаются только уроком. Никаких:
- Иванов, почему опоздал? Что это такое вообще? Петров, ты что на перемене делал?
Все дисциплинарные проблемы решаются после урока. Но, как вы понимаете, дети там отобранные, поэтому проблем особых нет. Не ангелы, конечно. Могут перешепнуться друг с другом. Могут в телефоне на уроке сидеть. Обычно в таких случаях предлагается не мешать классу/убрать телефон. Если отказываются – выходим и не мешаем. Но учитель сообщает о нарушении директору. Только такое редко бывает.
Насчет телефонов тоже скажу. Вообще в учебное время гаджеты не приветствуются. Но и не отбираются. Как говорит педсостав:
- Мало ли что может понадобиться? Родители позвонят, погоду посмотреть в интернете, по учебе что-то найти.
И на уроке они достаточно активно используются (я потом про английский расскажу).
На перемене же не приветствуется именно тупое втыкание и игры. В таком случае директор может и отобрать. Но если, скажем, ты книгу на телефоне читаешь – никто не тронет.
Можно переписать проверочную без снижения оценки, домашние задание сдаются в течение четверти (кроме отдельных случаев). Кстати, проверочных этих мало. В старой школе иногда из 6 уроков на пяти были проверочные. Тут – 1-2 проверочные в неделю.
И, как я упоминала, форма свободная, цвет волос свободный, на уроках можно пить чай. ))) Еще учителя просят и им налить. И сидеть можно, как хочешь. Боком, по-турецки, полулежа.
При этой вроде как негативной свободе процентов 50 детей – победители и призеры региональных и всероссийских олимпиад.
Да они вообще там все хорошие! И дети, и учителя.
Правда же?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
P.S.: Я еще хочу про отдельных учителей рассказать и про отдельные предметы. Думаю, примерно так: утром статья, а днем – пост, где описывается какой-либо эпизод с этим учителем. Вот сегодня чуть-чуть напишу о том, какая у них анархия и беззаконие в плане отчетности. )))
Все статьи о новой школе Бездны я помещаю в рубрикатор. Под названием «Новая школа, где учится моя дочь – наверное, такой она и должна быть везде».
Вот о чем я писала 15 июня в прошлом году:
Как у моей дочери был аппендицит, а я от страха вела себя довольно глупо
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.