«Если же то будет скот, который приносят в жертву Господу, то всё, что дано Господу, должно быть свято: не должно выменивать его и заменять хорошее худым или худое хорошим; если же станет кто заменять скотину скотиной, то и она, и замен её будет святыней. Если же то будет какая-нибудь скотина нечистая, которую не приносят в жертву Господу, то должно представить скотину священнику, и священник оценит её, хороша ли она или худа, и как оценит священник, так и должно быть; если же кто хочет выкупить её, то пусть прибавит пятую долю к оценке твоей» (Лев. 27:9–13).
В этом отрывке говорится о том, что человек, давший обет, мог пообещать животное, а не человека. Господь назвал два вида животных, которых можно было посвятить Ему: те, которых можно было приносить в жертву Богу, и те, которых нельзя было приносить.
Стихи 9, 10. Сначала в тексте речь идёт о скоте, который можно было приносить в жертву Господу (это такие животные, как баран, козёл или бык). Правило гласило, что такой скот, будучи однажды обетован, принадлежал Господу и поэтому считался святым. Человеку не разрешалось выменивать или заменять скотину (которую также нельзя было заменять денежным эквивалентом). Если человек, давший обет, решал заменить другой скотиной первоначально посвящённую скотину, то оба животных становились собственностью Господа. Это не зависело от того, пытался он заменить худым животным (например, тощим ягнёнком) хорошее (упитанного ягнёнка) или, наоборот, хотел отдать лучшую скотину в обмен на ту, которую он пообещал по обету. Животное (животных), принадлежащее Господу, отдавали священникам, и те приносили его в жертву.
Стихи 11–13. Далее Бог говорит, что израильтяне могут также посвятить нечистую скотину, которую нельзя было принести в жертву. Многие толкователи полагают, что это ссылка на таких нечистых животных, как осёл, верблюд или лошадь. Харрисон же считает, что речь в этом отрывке идёт о животных, которые были нечистыми из-за «пороков». Этих животных, хотя они и попадали в категорию приносимых в жертву, так как были овцами, козами или крупным рогатым скотом, нельзя было приносить в жертву, так как они были с «пороками». Какая была польза от нечистого животного, которого представляли священнику перед святилищем (27:11)? Его могли использовать в личных целях или могли продать и на вырученные деньги оплатить расходы служб в скинии.
Если израильтянин отдавал такое животное Господу по обету, оценить его должен был священник. В рамках этой оценки он должен был решить, хорошее ли это животное, худое ли, или, может быть, нечто среднее. Неоднократно используемое еврейское слово байин, переведенное, как «ли… или…», буквально означает «между» (27:12).
Закон утверждает, что, как правило, такую скотину, раз уж её посвятили, нельзя было выкупать самому тому человеку, который посвятил её Господу. Но если уж он всё-таки решил выкупить её, то он мог сделать это, заплатив священникам её цену и добавив к ней пятую долю (27:13). Возможно, эти 20 процентов штрафа добавлялись для того, чтобы народ не давал поспешных обетов. Зная, что им придётся заплатить штраф в размере 20 процентов, чтобы вернуть себе посвящённого осла, они ещё несколько раз подумают, прежде чем давать обет.
#хакнем_иудаизм #иудаизм #тора #ветхийзавет #библиянакаждыйдень #читатьбиблию #читаембиблиювместе #левит #толкованиебиблии #изучениебиблии