518 подписчиков

Сплав по Тальтии и Ивделю 2022

352 прочитали

Вернулся только что со сплава по реке Ивдель. Я не буду давать подробных лоций, лишь расскажу о том, что мы встретили на маршруте и выражу общее мнение нашей команды.

ЛОГИСТИКА

Наша команда - 23 человека, для похода нам потребовался транспорт. Нашли автобус 17 мест с прицепом и легковой автомобиль "Лада Ларгус". Такая формула заброски была нужна еще и потому, что некоторых участников команды надо было забирать с трассы и в том числе от КПП города Лесного вместе со снаряжением. По этой причине мы загрузили в Арамили прицеп снаряжением для сплава и Ларгус сразу улетел на север, а автобус пошел в Екб, на место встречи, для загрузки людей и снаряжения.

Выезд Ларгуса состоялся 10 июня в 20:15. В 23:30 прибыли на КПП №1 города Лесного, посадили Марину и в 04:10 уже были на месте старта.

Там машину разгрузили и я уехал в Ивдель ставить машину на стоянку. По дороге заехал в СпасОтряд (N 60.68805° E 60.41543°) и прошел регистрацию. Искать стоянку я не стал, в Ивделе кругом, во дворах многоквартирников стоят машины - воткнулся в какую то свободную "дырку" и забрав документы ушел - машина спокойно простояла все праздники).

В 05:10 автобус с людьми и снаряжением пришел на развилку - поворот на город Ивдель и карьер Тарньер - N 60.65356° E 60.21653°, встали и ждут меня.

Выйдя на центральную улицу Ивделя, я стал вызывать такси, чтобы меня отвезли обратно, к развилке, где меня ждет автобус, а сам в этот момент автостопом торможу проходящие машины.

Вернулся только что со сплава по реке Ивдель. Я не буду давать подробных лоций, лишь расскажу о том, что мы встретили на маршруте и выражу общее мнение нашей команды.

Не смотря на то, что раннее утро, точнее ночь - небо светлое, "белая ночь", на мой взгляд шикарное время, хотя местные наверно от этого "стреляются"... Я стою на обочине и торможу тачки, легковушки пролетают, а вот самосвал с полуприцепом ТОНАР остановился. Пообщался с водителем, оказался совсем по пути, едет как раз на Тарньерский карьер, а значит довезет до нашего автобуса по любому.

Собственно такси отменил - доехал на самосвале, чем удивил ожидавших меня ребят.

МАРШРУТ

Дорога до места стапеля - моста через Тальтию нормальная, сначала 5 км асфальта с дырами, потом грейдерка с раскисшей жидкой грязью, но покрытие твердое, не буксанешь.

До места старта мы не доехали 200 метров - дорогу перегородил шлагбаум и КПП

Охранник на этом КПП категорически отказался нас пропускать даже для разгрузки
Охранник на этом КПП категорически отказался нас пропускать даже для разгрузки

Охранник на КПП нас не пропустил для разгрузки, хотя было явно видно, что мы туристы и никуда дальше не попремся. Автобус разгрузили перед КПП и автобус после разворота уехал. Мы все снаряжение таскали от КПП до моста и берега реки Тальтии. Нам охранник сказал, что если бы мы сделали пропуск, нас бы пропустил, но пропуска у нас не было, да мы и не знали об этом КПП ничего, хотя он тут стоит уже четвертый год, а пропуск можно было сделать в АО Святогор (Красноуральск)...

Стартовали мы из под моста через реку Тальтию.

ТРЕК

Прикладываю свой рабочий трек по походу, в котором уже учтена вся последняя информация с маршрута.

Ссылка на трек: https://nakarte.me/

В описании я буду давать отсылки именно к этому треку + сопровождать координатами.

ТАЛЬТИЯ

Вернулся только что со сплава по реке Ивдель. Я не буду давать подробных лоций, лишь расскажу о том, что мы встретили на маршруте и выражу общее мнение нашей команды.-4

Весьма интересная речка, но пообщавшись с местными понял, что тут не очень все просто - в малую воду сильно мелеет и вода "зеленого" цвета от солей меди и цинка. Воду пить из реки и использовать для приготовления пищи здесь категорически нельзя.

Но в паводок, когда вода есть - речка может преподнести сюрпризы))) Собственно без них и не обошлось, благо, накануне прошли дожди и на всех уральских речках пошел паводок.

Кстати, если бы паводка не было, я думаю, что по Тальтии все равно еще можно было бы пройти - начало июня в горах еще весьма влажно и тают остатки снега.

Встав на воду, мы проводим тренировку, по управлению судном - греби, табань и чалка. Река несет хорошо, свои 5 км в час река выдает на всем протяжении и если не тупить в уловах, то маршрут можно проходить вообще практически без гребли.

Также, в виду новизны маршрута мы используем тактику сплавного каравана - идем не разделяясь и сохраняя визуальный контакт. Первое судно - самые опытные участники на К2, далее по мере укрупнения судна, замыкает колонну мое судно К6-8, самое большое и тяжелое судно.

Фанзель и Евгения - экипаж К2 лидер и ведущие колонны
Фанзель и Евгения - экипаж К2 лидер и ведущие колонны

Тактика работает очень четко, первый экипаж не просто находит проходы, но и подает знаки и голосом дает комментарии экипажам о прохождении непростых мест.

Большая К6
Большая К6

Одно из непростых мест не заставило себя долго ждать - после 10 км сплава мы попали в засаду на основном русле N 60.71456° E 60.08124° - река там почти перегорожена упавшими деревьями с обоих берегов, плюс на повороте - требуется маневр, авральная работа всего экипажа и правильная траектория движения. Заходить надо в поворот с очень сильным "лагом" (дрифтом), точнее кормой вперед, занося нос судна прямо в правобережный завал и выгребая, чтобы корму пронесло мимо завала. Мое судно ровно вошло в створ между стволами деревьев и лишь задней частью баллона зацепили острый сучок и боковым ударом его сломали, последующие же экипажи все влетели в бревна и завал, кроме К2 Славы, у которого короткое судно.

К2 Славы и его команда
К2 Славы и его команда

Дальше Тальтия относительно проста и хорошо читается с воды, порогов нет - сплошная текуха. Местами русло заужается и ветки деревьев норовят дотянуться до туристов, но при грамотном управлении сложностей нет.

ИВДЕЛЬ

В месте слияния Тальтии и Ивделя четко видно, от куда и какая вода приходит - почти прозрачная Ивдельская водичка принимает мутные воды Тальтии, первое время граница слияния видна хорошо, но потом она исчезает.

Сразу за слиянием реку Ивдель пересекает газотрасса, по которой идут еще и провода ЛЭП или связи, в этом месте сформировался небольшой и несложный порог - N 60.73954° E 60.15782°. К слову сказать, мы позже встретили местных, они тоже ходят на сплав по Ивделю одним днем и ходят как раз от сюда, следовательно они сюда как то забрасываются (видимо на чем то полноприводном).

Почти сразу, после этого порога на левом берегу мы обнаруживаем отличную стоянку для сплавщиков, но нам вставать еще рано и мы идем дальше. Отметить эту стоянку на GPS я не успел, просто теперь знаю, что она есть.

Далее идем спокойно, никакой сложности, в планах было остановиться в районе устья Толтии, но там места для стоянки не нашли, поэтому идем дальше в режиме поиска стоянки и на 27 километре маршрута выходим на стоянку напротив камня Писанного N 60.72310° E 60.26902°.

Камень Писанный
Камень Писанный

На стоянке находим людей - это местные, сплавляются одним днем как раз от газотрассы. Они рекомендуют нам встать здесь на ночь, но стоянка "так себе", мест под палатки не много.

Решаем идти дальше, до урочища Медного.

Урочище начинается с отличной поляны на левом берегу, которая высоко поднята над водой, место для чалки неудобное (берег не ровный с кустами, у берега сразу глубоко, текуха), но есть кострище и тропа от воды до костровища. Поляна зарастающая сосняком, дрова вроде есть.

Я прогулялся до поворота реки и принял решение переместиться дальше по этому берегу - и пока шли на катах вдоль берега, нашли удивительную вещь - оказывается, в этом урочище прямо на берегу есть артезианская скважина из которой течет холодная, чистая и вкусная вода - N 60.71406° E 60.24490°.

Артезианская скважина
Артезианская скважина

Набрать сразу воды мы не успели, так как были не готовы к такому повороту событий, у берега текуха и высокий берег с перепадом более 1 метра.

На стоянку встали на самом повороте - там каменистая отмель, текуха замедляется и удобно чалиться - N 60.71369° E 60.24788°

Стоянка видно что старая, зарастающая, но стоять можно.

ПИТЬЕВАЯ ВОДА

Для совершения похода на 23 человека мы с собой брали в 5 литровках воду в количестве 50 литров, это не много, но с учетом возможно дозаправки на маршруте из впадающих ручьев - должно хватить. В итоге, на пищу мы не использовали речную воду, только из бутылок, но на месте ночевки два раза ходили за водой и заполняли освободившуюся тару на артезианскую скважину, которую случайно нашли накануне.

Вторая ночевка была без источников питьевой воды, но нам хватило запасов.

ПЕЩЕРА МАМОНТА

Есть на реке очень интересная локация и насыщенная объектами - на 200 метрах имеется пещера Мамонта (Лаксийская пещера, N 60.70914° E 60.28676°) и скальный гребень, который находится в основании большой речной петли. С гребня открывается шикарный вид на долину реки.

Петля реки Ивдель
Петля реки Ивдель

Пещера - горизонтальная карстовая полость в девонских известняках протяжённостью 70 м. Относится к Ивдельскому подрайону Североуральского спелеорайона. Свое название пещера получила по форме входного отверстия, напоминающего профиль мамонта.

Вход в пещеру Мамонта, находится на приступке высотой до 1,5 метров - несложное скалолазание и вы в пещере
Вход в пещеру Мамонта, находится на приступке высотой до 1,5 метров - несложное скалолазание и вы в пещере

Второе название пещеры - Лаксийская, по имени реки, которая впадает справа спустя пару километров после этой петли.

Для затравки сообщу, что в Ивдельском районе находится крупнейший в Свердловской области массив древних известняков, в котором карстовые явления встречаются весьма часто. А если учесть, что информация о пещерах стала появляться только после 2007 года, то вероятность обнаружения новой пещеры очень велика.

Комфортная стоянка

Вторую стоянку на реке мы сделали недоходя 2-3 км до финиша, на крутом мысу левого берега - N 60.69883° E 60.36574°. Там мы к своему удивлению обнаружили весьма приличную стоянку, с навесом, столом, туалетом, костровой зоной. Также имеются светильники, розетки и подключение к бензогенератору. Странно, что там не оказалось видеонаблюдения....

Навес и костровище
Навес и костровище

Первая мысль - платная стоянка, но кому и куда платить мы не обнаружили. Следовательно - ночуем бесплатно.

Источников питьевой воды на этой стоянке нет, но сюда ведет грунтовая дорога, судя по всему это стоянка местных квадрациклистов - они гоняют сюда "потусить", в пользу этой версии говорит еще и берег - спуск к воду крутой и таскать суда, чалиться - то еще приключение.

Вечером на высоком берегу сделали баню.

Рыба

Рыбачить на Ивделе мы даже не пробовали и удочки не брали, ибо считаем, что река отравлена, но к своему удивлению, в месте еще первой стоянки мы нашли пару "трупиков" хариуса и одного живого - смылся быстро. Это значит, что рыба в реке есть, хотя наверно рыбачить тут нет смысла.

Финиш

Финиш маршрута всегда вопрос интересный, но здесь он еще касается безопасности участников и судов. Дело в том, что на "входе" в город Ивдель находится водонасосная станция, которая снабжает водой город, около этой станции на реке когда то построили плотину, которая была потом успешно разрушена - N 60.69928° E 60.39645°, сейчас там образовался рукотворный ступенчатый порог.

В принципе, считаю, что он проходим, особенно в большую воду. Но если учесть его антропогенное происхождение, то риски повреждения судов резко возрастают. Поэтому мы его решили не проходить. Но тут вот какая дилемма, чалка перед этим порогом не очень удобна - сильная текуха, которая переходит сразу в порог - по каким ориентирам надо определять приближение к порогу и определять место чалки?

Для себя мы определились так - перед порогом, под левым берегом находятся железобетонные блоки

Перед порогом - река расширяется, под левым берегом лежат вот такие железобетонные блоки, чалиться надо перед ними.
Перед порогом - река расширяется, под левым берегом лежат вот такие железобетонные блоки, чалиться надо перед ними.
Сразу после блоков, под левым берегом, в воде торчат металлические трубы - бурильные трубы
Сразу после блоков, под левым берегом, в воде торчат металлические трубы - бурильные трубы

Чалиться надо перед блоками - N 60.70268° E 60.39044°. Сразу после блоков чалиться тоже опасно - в воде, под берегом торчат бурильные трубы - скважины. От этого места таскать снарягу до забора 300 метров. Если экипажи более опытные и умеют чалиться на более сильной текухе, можно пробовать пройти чуть дальше - можно по воде дойти до того места, где начинается забор водонасосной станции.

Водонасосная станция своим забором перекрыла въезд на поляну, куда мы причалили, поэтому нам пришлось все выносить на себе 300 метров. Договориться с насосной станцией, чтобы пропустили наш автобус с прицепом, у нас не получилось. Так что имейте это ввиду, что выносить придется шмотки до асфальтовой площадки перед насосной станцией по тропе вдоль забора - N 60.69963° E 60.39744°.

Моя машина во дворах Ивделя удачно отстоялась (полностью бесплатно), всего 700 метров от водонасосной станции, я за ней сходил и пригнал на площадку перед станцией.

Вот вроде и все, что хотел рассказать об этом маршруте и этой реке. Речка нам понравилась, малопосещаемая, почти дикая - если учесть, что мы шли 12 июня, когда на всех реках "затык", то здесь было удивительно пустынно - всего одна команда на однодневном сплаве и несколько гуляющих с Югорска, в районе пещеры Мамонта - они приехали погулять всей семьей на одной машине. Технической сложности на реке нет, если не считать рукотворного порога на финише, но его лучше обносить и могут быть на реке засады в виде завалов, а так, несет хорошо, скалы и виды красивые.

Благодарю за прочтение!

Добавляйтесь в наши сообщества

👉 Форум Туристов - https://t.me/turistchat

https://vk.com/wershina - ходите в походы и рассказывайте о своих путешествиях

https://taplink.cc/tk_versina - мультиссылка на все наши аккаунты

Благодарю за прочтение, подписывайтесь на канал и наши ресурсы - там будет еще много интересной и полезной информации