Неправильное увольнение сегодня = проблемы с наймом завтра.
Уволенный работник, затаивший обиду на работодателя, с большой вероятностью будет оставлять о нем плохие отзывы в Сети. Чем больше таких отзывов – тем сложнее нанимать новых сотрудников. Люди охотнее верят бывшим работникам компании, чем красивым лозунгам и обещаниям, которые она транслирует.
Рассказываем, как экологично расстаться с человеком и избежать подобных проблем.
Увольнение – это следствие ошибки управления
Для начала разберемся, почему возникает необходимость в увольнении сотрудников.
Увольнение бывает позитивным, когда человек уходит по причине переезда, рождения ребенка или выхода на пенсию, и нежелательным, которое происходит в двух случаях:
- необходимо поменять неэффективного сотрудника;
- по собственному желанию уходит эффективный сотрудник.
В первом случае допущена ошибка в найме, во втором случае – в управлении. Наем является важной частью управления, поэтому любое увольнение сотрудников – это ошибка управления.
Почему возникает ситуация, когда увольнение – это единственный выход?
- Руководитель упустил момент, когда можно было воздействовать на сотрудника и поднять его эффективность. Это происходит, если в компании нет четких критериев оценки, которые показали бы проблемы в работе персонала.
- Руководитель слишком долго терпит и надеется, что некомпетентный сотрудник начнет работать лучше.
Почему уходят эффективные сотрудники?
- Работодатель не выполняет обещаний.
- Часто меняется руководство.
- Нет перспективы карьерного роста.
- Сотрудник не видит ценности своей работы.
- Отсутствуют похвала и поощрение за работу.
- В компании нет четких правил, отсутствует дисциплина.
- В коллективе плохая атмосфера.
Обратите внимание, что перечисленные факторы зависят от руководителя. В его силах снизить их влияние или вовсе убрать.
Практика показывает: если человек уже решил уйти из компании и сообщил об этом ближайшему окружению, переубедить его почти невозможно. Поэтому руководитель должен заранее увидеть проблему и предотвратить решение сотрудника об увольнении.
Как правильно увольнять сотрудников
Если увольнение неизбежно, задача руководителя – расстаться с сотрудником без претензий и обид, чтобы впоследствии он не отзывался о компании негативно.
Будьте дружелюбны
Увольнение – это стресс, и если в этот момент говорить с человеком холодно и сухо, он уйдет из компании с тяжелым осадком и обидой. Поэтому старайтесь проявить поддержку и понимание, а если чувствуете, что вам не хватает дружелюбия, – попросите об этом своего заместителя.
Будьте искренни
Если скрываете от сотрудников проблемы в компании, а потом неожиданно объявляете о сокращении штата – это застанет их врасплох. Уволенные уйдут с негативными чувствами, а оставшиеся сотрудники перестанут вам доверять.
То же самое происходит, когда руководитель не говорит сотруднику о неудовлетворительных показателях его работы, а потом вдруг увольняет после серьезного просчета.
Не затягивайте с увольнением, если решение уже принято
Если в коллективе все понимают, что сотрудника скоро уволят, но это долго не происходит – создается тяжелая атмосфера. Люди нервничают, снижается их уверенность в руководителе, что плохо сказывается на работе отдела и создает сильный стресс для кандидата на увольнение.
Примите ответственность
Иногда сотрудник уходит из-за того, что не выдерживает ощущения «каторги» на работе. Это значит, что вы неправильно его наняли и не разглядели в самом начале, что он находится не на своем месте.
Будьте готовы признать, что ошиблись именно вы. Сотрудник увидит, что его не обвиняют, и это благоприятно скажется на его отношении к вам и вашей компании.
Правильно завершайте сотрудничество
После написания заявления об увольнении сотрудник еще некоторое время будет работать в компании. В это время старайтесь поддерживать его, помогите сохранить уверенность в себе, дайте полезный совет в дальнейших поисках работы.
Помните, что каждый уволенный сотрудник все еще представляет вашу компанию, и то, как вы расстаетесь с работниками, будет влиять на вашу репутацию долгие годы.