Всегда ли прав пациент?
В России Министерством здравоохранения дан старт новому пилотному проекту. Его новизна заключается в том, что методика оценки удовлетворённости населения медицинской помощью должна избавить российских граждан от очередей в поликлиниках, а заодно и от некомпетентных и равнодушных докторов.
Насколько анкета поможет решить медицинские проблемы врачей и пациентов, выяснял ForPost.
В прошлом году Всероссийский союз пациентов и центр «Социальная механика» провели исследование на тему: «Актуальные проблемы российского здравоохранения в 2021 г.». По его результатам выяснилось, что каждый второй из опрошенных пациентов недоволен оказанием медицинской помощи по ОМС.
41,5% из числа принявших в опросе граждан России считают недоступной высокотехнологичную медицинскую помощь. Доступность льготных лекарств не устраивает 40,4% интервьюированных. Недовольны качеством стационарного лечения 38,5%. Имеют претензии к оперативности и качеству работы «неотложек» 36,4%.
35,5% россиян не устраивает отношение медперсонала к больным, а нарекания к доступности медико-социальной реабилитации выявлены у 29,8% опрошенных.
Ну а показатели у поликлиник по месту жительства оказались на самом низком уровне. Всего 1 балл присвоили им 30% опрошенных, 2 балла присудили своим участковым лечебным заведениям 22%, а «тройку» поставили 31% респондентов.
Специалисты онлайн-приёмной «Линия Помощи» ещё не забыли прошлогоднюю историю жительницы города Кемерово. Она чуть не потеряла своего 17-летнего сына, когда врачи поставили неверный диагноз и отправили парня домой, хотя ему срочно нужна была оперативная помощь. Благо, что женщина обратилась в другую больницу и её ребёнка удалось спасти.
Чиновники от здравоохранения надеются на то, что когда обратная связь с гражданами будет налажена, подобных историй больше не повторится.
Для этого Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ создал новую методику оценки удовлетворённости медицинской помощью.
Ещё по теме: Медицина Севастополя в 2021 году: работа на пределе
Чего ждать?
Руководитель НИИ Ольга Кобякова сообщила, что оценивание будет происходить через показатели соответствия системы здравоохранения ожиданиям пациентов.
«К факторам, влияющим на уровень показателя удовлетворённости людей медицинской помощью, относятся пол, возраст, срок получения медицинской помощи, отношение персонала, состояние инфраструктуры и др.», — написала Кобякова в своём телеграм-канале.
Анкетирование будет производиться на протяжении 15 минут методом телефонного опроса. Основной вопрос здесь будет заключаться в том, удовлетворён ли респондент оказанной ему помощью медиков. Все остальные вопросы требуются лишь для того, чтобы выявить конкретные проблемы, чтобы устранить их и не допустить в дальнейшем.
Новую методику уже апробировали в Удмуртии, Белгородской и Липецкой областях. Сейчас она запущена в Тульской области.
По словам Кобяковой, на практике проверка показала хорошие результаты.
По мнению заслуженного врача России Альберта Алдарова, Севастополь тоже может принять участие в пилотном проекте. Тогда правительство города могло бы исправить выявленные проблемы.
Минздрав России уже утвердил данный проект своим приказом. Чтобы Севастополю принять в нём участие. Администрации города осталось только написать в Министерство здравоохранения ходатайство о включении Севастополя в пилотный проект, объяснил ForPost Алдаров.
Читайте по теме: Скинемся по трёшке: почему россияне не доверяют врачам
У медали две стороны
Несомненно, такая инициатива Министерства здравоохранения очень нужна, считает гендиректор Медицинского центра иммунокоррекции им. Ходановой Людмила Лапа. Однако ради хорошей отчётности её результаты могут скорректировать, а к исправлению проблем подойти формально, поделилась она своими сомнениями.
А чтобы такого не произошло, в первую очередь нужно установить чёткие регламенты в отношении сроков проведения плановых операций и медосмотров. И только после этого создавать обратную связь с получателями медицинских услуг.
По словам специалиста, в период пандемии очень часто происходили задержки в оказании помощи больным.
Следующим слабым звеном является оказание платных услуг в муниципальных больницах и поликлиниках.
Ещё по теме: Севастополь оказался самым психически здоровым регионом страны
Конечно же, обратная связь — это очень нужный инструмент. И если судить по отзывам к посту Кобяковой, то можно отметить, что удовлетворённость пациентов оказанием медицинских услуг очень неоднозначна.
«Опрос нужен. Первое: выявить проблемные точки в обслуживании. Второе: отслеживать динамику изменений. Третье: как инструмент для управления качеством. Вопрос не сколько времени на пациента, а как врач, медсестра относятся к пациенту: внимание, стремление понять и решить проблему. Много фактов из-за отсутствия контроля качества — формализма и прямого игнорирования пациентов», — уверен ещё один комментатор.
Так же, в возникшем обсуждении граждане написали, что уже ожидают первых результатов. На это, в свою очередь, Кобякова ответила, что это коснётся всех регионов.
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.