Из наблюдений семейного психолога Юлии Макаровой
Я, как семейный психолог, всегда отношусь с сомнением, когда мне рассказывают истории про хорошую семью и плохого ребенка. Если рассматривать семью как систему, в которой у каждого члена своя, не осознаваемая роль, то возникает вопрос: зачем ребенку плохо учиться, агрессировать или, например, часто болеть?? Ответ часто удивляет взрослых: чтобы сохранить семью!
Пете 3 года. Он пошел в садик прошлой зимой, но ходил плохо: не хотел просыпаться, плакал по утрам в группе, часто болел. Мама очень переживала за него, буквально не отходила от дверей группы, плакала от жалости к сыну.
У нее самой сейчас непростой период в жизни: за 3 года после рождения ребенка они с мужем отдалились друг от друга, и она очень привязана к Пете. Кроме того, надо менять привычный образ жизни: вместо кастрюль и ухода за ребенком надо включаться в рабочий график, успевать и работать, и обустраивать семейный быт, и заниматься ребенком… Потому что муж совсем не помогает, весь день проводит на работе, домой приходит только есть и спать.
Что происходит в этой семье с точки зрения семейного взаимодействия? Петя «помогает» маме не начинать новую жизнь: частые болезни ребенка – хороший повод оттягивать поступление на работу; беспокойство за то, привыкнет ли он к группе и к воспитателю, включает ее привычную тревогу за ребенка, а также дает возможность не думать о том, как включать мужа в домашние заботы: пока Петя дома, она и так справляется! Таким образом, привычный ритм жизни семьи и отчужденность родителей друг от друга сохраняется за счет невозможности постоянно ходить в садик.
А вот другая история: пятиклассник Коля – двоечник и хулиган. Мама, чтобы не слушать, как на очередном родительском собрании все учителя хором ругают сына, перестала туда ходить. Или отправляет папу: мол, иди, послушай, чего всё на меня только валится!! Колины мама и папа уже давно бы развелись, если бы не сложный ребенок: как только они собираются подать на развод, в школе происходит какая-нибудь очередная история с участием их сына. Тогда мама плачет, а отец ее успокаивает, рассказывая, что в детстве был таким же. Это – редкие минуты, когда родители не ссорятся, а подолгу разговаривают, обсуждая, как быть с Колиным поведением и успеваемостью. Получается, что Коля делает все возможное, чтобы предотвратить развод родителей. Только бессознательно, конечно!
Не могу не написать о детской агрессии. Бывают случаи, когда взрослые дома ведут себя достаточно агрессивно: они злятся друг на друга и выражают эту злость в виде конфликтов. На языке ребенка такое поведение - это норма: он не знает, как можно по-другому, и ведет себя также в детском саду.
А иногда ситуация ровно противоположная: в семье выражать злость не принято, но взрослые злятся друг на друга, и ребенок невольно становится «выразителем» этой агрессии: например, в садике он или она начинают драться, кусаться, щипаться и т.д. В ответ на жалобы воспитателей родители удивляются: ну надо же, откуда это в нем? А это просто ребенок вынужден сливать таким образом накопившуюся у взрослых злость друг к другу.
К чему я все это веду? А к тому, что дети – это лакмусовая бумажка процессов, происходящих в семье. И это очень распространенная ситуация, когда взрослые невольно «подтягивают» детей в свои отношения, или строят отношения с детьми, как со взрослыми. И от этого детям становится очень тяжело, они не справляются, становятся теми самыми «козлами отпущения», вокруг которых вертится семейное взаимодействие. Вопрос не в том, что происходит с моим ребенком, а в том, что происходит в моей семье, что мой ребенок таким образом на это реагирует".
Записаться на консультацию к семейному психологу и руководителю нашего центра Юлии Макаровой можно на нашем сайте: medrespect.ru/specialists/makarova/
или по телефону +7 (812) 942-82-38
Откуда берутся плохие дети в хороших семьях
18 июня 202218 июн 2022
658
3 мин