Светило английской литературы девятнадцатого века, Чарльз Диккенс умер в 1870-м году, оставив незаконченным детективный роман «Тайна Эдвина Друда». Вокруг этого культурно-исторического события мастер современных психологических триллеров Дэн Симмонс сочинил свою дивную историю про человека в чёрном. По своему жанру книга во многом напоминает его же «Террор», по сему не зря эти два произведения с такой страстью сравнивают в продающих комментариях на обороте книжного корешка.
В целом история занимательная, хотя и немного затянутая. И если в «Терроре» Симмонс сочиняет альтернативные хроники о пропавшем в арктической экспедиции морском судне со всей его командой, то в «Друде», взявшись писать от первого лица английского литератора и современника Чарльза Диккенса, писатель сочинил целую эпопею из кошмаров и мерзости внутри Великобритании того же времени.
Главные персонажи этой книги колются морфием, накуриваются опиумом, а также употребляют его в сваренном виде. Сто пятьдесят лет назад всё это считалось лечением и было в порядке вещей, так же как расизм и чудовищная, по нынешним меркам, жестокость к животным, когда, например, джентльмен покупает милого щенка и пока тот преданно лижет руки новому хозяину, непринуждённым движением, не прекращая гладить щенячью морду, джентльмен ломает животному шею и бросает в яму с гашёной известью с единственной целью: установить примерное время растворения костей и мяса в горячей субстанции.
Согласно «Друду», за 5 лет до своей смерти Диккенс попадает в страшную железнодорожную катастрофу, в которой один из немногих, чудом остаётся в живых. На месте крушения поезда он встречает таинственного Некто с отрезанными веками, верхними фалангами пальцев и прочими увечьями. Этот Некто разговаривает с присвистом, будто говорящая змея, он одет во всё чёрное и зовут его Друд. Да, чуть не забыл: по версии следствия, проведённого после катастрофы, выяснилось, что пассажира с таким именем в поезде не было, но в багажном отделении транспортировался гроб, внутри которого, в соответствии с документами, перевозился с таким именем труп.
Примерно в таком изложении Чарльз Диккенс рассказывает о своём новом знакомом Уилки Коллинзу (тому самому литератору, от лица которого ведётся повествование) и далее следуют бесконечные прогулки по ночному кладбищу, визиты в подземный город (вход в который замаскирован в старом склепе) и прочая охота за привидениями. И если бы сие писал не Симмонс, было бы довольно скучно, однако превосходный слог автора и сопутствующие жизнеописания великих английских наркоманов девятнадцатого столетия, делают все 900 страниц книги восхитительно захватывающими.