Найти тему
Журнал Автограф

Изобразить характер

Юлия Сорокина без карандаша и красок себя уже не представляет: они, кажется, сопровождают ее всю жизнь. О том, чем шарж отличается от карикатуры и как не обидеть клиента одним штрихом, художница рассказала Оксане Макрушиной.

Юлия, когда вы начали заниматься живописью?

Сколько себя помню, столько и рисую. Я окончила барнаульскую художественную школу №1, а сейчас там же преподаю. После школы поступила в Новоалтайское художественное училище. Получив образование, я ушла из профессии, но каждая работа каким-то образом приводила меня в творчество, в итоге 15 лет назад я вернулась в художественную сферу. Тогда шаржи в Барнауле еще никто не рисовал. Мне было страшно после большого перерыва начинать все заново, думала, что забыла, как держать карандаш в руке. Чтобы преодолеть неуверенность, я приходила в парк и начинала практиковаться на прохожих. Это помогло развить высокую стрессоустойчивость.

А какие еще качества важны для шаржиста?

Нужны чувство такта, чувство юмора и внимание к деталям. Юмор, кстати, необходим и клиентам, чтобы правильно воспринять шарж. Конечно, в нашей профессии важно умение рисовать быстро, особенно на крупном мероприятии: много людей, мало времени, нужно угодить каждому.

Насколько трудозатратно создание одного шаржа?

На быстрый рисунок у меня уходит около 15 минут, за это время стопроцентного сходства, безусловно, добиться невозможно. Если у человека есть свободное время, я всегда предлагаю прийти ко мне еще раз, и в спокойной обстановке примерно за неделю я создам качественный шарж или портрет.

Считается, что творческие люди не очень пунктуальны…

Я с этим не согласна. В любой профессии важна самодисциплина. Я не жду музу, мое вдохновение – это сама работа. Бывает, что результат нужен срочно, тогда приходится рисовать за ночь или за день.

Расскажите, как происходит процесс создания шуточного портрета?

Чаще всего я изучаю черты лица по фотографии – в нашем мобильном мире людям некогда позировать лично. Тем более, часто заказывают рисунок сюрпризом – кому-то в подарок. Успехом пользуются тематические портреты, к примеру, для молодоженов, в таком случае я дорисовываю символичные пожелания – пополнение в семье или дом. На мероприятиях – юбилеях, корпоративах, свадьбах – я рисую с натуры. Тогда шарж передает настроение человека, атмосферу праздника.

Бывали случаи, когда заказчики обижались на искажение внешности?

Шарж – это дружеско-шутливый, но ни в коем случае не карикатурно-злобный вариант портрета. Слово «карикатура» произошло от слова «характер», поэтому не вижу смысла высмеивать чью-то наружность. Я люблю своих клиентов и стараюсь передать их самые лучшие черты. К тому же, всегда учитываю род занятий, хобби и мечты человека, чтобы по шаржу было понятно, что это рыбак или бизнесмен.

Есть ли в вашей работе сложности?

Когда-то у меня возникали трудности в поиске подхода к каждому клиенту, но со временем появился опыт. А вот самое приятное для меня – видеть, как заказчики дорожат тем, что я делаю. Год назад я расписала в одном из городских кафе стену мелками. Недавно заглянула туда: до сих пор не стерли. Нравится мне моя работа и из-за ее разноплановости – каждый день возникает новая творческая задача. Я с удовольствием берусь за аквагрим, роспись стен, мебели и даже обуви. Сейчас вот создаю елочные игрушки для одного столичного артиста, это, на мой взгляд, прекрасное расширение опыта.

-2