Все мы знаем, что без художественных средств наша речь была бы абсолютна неинтересна собеседнику. Тебя, наверное, мучают слова паразиты: типа, ну, лол, короче, кек, как бы, так вот, допустим и т. п.? Специально для таких людей были созданы средства художественной выразительности.
Эти «тропы-помощники» помогут вам:
1. Украсить речь до неузнаваемости.
2. Забыть навсегда о словах паразитах.
3. Пополнят ваш словарный запас.
P. s. ребятам, которые будут сдавать ЕГЭ по литературе, так же нужно знать эту тему!
Эпитет – это определение, которое подчёркивает в нашей жизни какую-либо существенную черту.
Чем может выражаться:
- В роли прилагательного: (золотая осень).
- В роли существительного: (девица красавица).
- Глагольная форма: (поющий костёр).
Используя их в своей речи, мы создаём целую картину, которая представляет предмет более выразительно, ярко, поэтично. В этом смысле эпитеты похожи на одежду, которая, что-то подчёркивает и делает человека привлекательнее. Эпитет словно наряжает «голое», он уточняет его значение и выражает определенную эмоциональную окраску. Без них наша речь сейчас не была так обширна и красива. Скорее мы бы разговаривали на «скучном» языке без эмоций.
Пример: легкомысленная молодость, волчья тоска, звонкий поцелуй.
Метафора – это слово или выражение в переносном смысле. Она нужна для того, чтобы быстро передавать смыслы сложных объектов людям, незнакомым с ними.
Примеры: твёрдость характера, загрузить в облако, в саду горит костёр рябины красной.
Олицетворение – это наделение неодушевлённых предметов живыми качествами.
Примеры: и дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал; весна – прекрасное дитя, рояль мог петь.
Сравнение – это художественный приём, при котором сравнивается один предмет с другим. Они всегда выделены запятыми в тексте.
Маркеры: как, будто, словно, точно, подобно.
Примеры: в этом райском уголке мы оказались, словно в сказке; глаза, как небо, голубые, хорошо и тепло, как зимой у печи.
Гипербола – это преувеличение.
Примеры: реки крови, вечно опаздываете, горы трупов, сто лет не виделись.
Литота – это преуменьшение.
Примеры: ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка; мальчик с пальчик, рукой подать, я на секундочку.
Оксюморон – это сочетание слов с несочетаемым.
Примеры: горячий снег, бесконечный тупик, страшно красивый.
Ирония – это скрытое осмеивание.
Примеры: отколе, умна, берёшь ты голова?
Метонимия – это перенос смежности. (Средство для ленивых).
- Когда упоминается имя автора, но не называем его название произведения и т.п.
Пример: читал Пушкина.
- Замещение содержимого содержащим (вместо того, чтобы произносить множество имён людей – заменить одним словом).
Пример: аудитория замолкла.
- Замещение предмета материалом, из которого он сделан.
Пример: на золоте едал.
СИНЕКДОХА – это разновидность метонимии, часть взамен целого.
Пример: эй, Борода!
Гротеск – это преувеличение на грани фантастики (то, чего не может быть в жизни). Для сатирической направленности.
Пример: голова-органчик, Угрюм-Бурчеева.
Перифраз – это иносказательно описание предмета или явления без прямого названия.
Пример: царь зверей (имеется лев).
Аллегория – это иносказание, выражение абстрактного понятия через конкретный образ. Аллегория образами выражает какое-либо понятие.
Так, например, в баснях Крылова смерть изображается в виде скелета с косой, трусость обозначается через зайца, хитрость через лису.
Звукопись – это повтор определенных звуков.
Она делится на два вида:
- Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков.
Пример:
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется.
Чуждый чарам черный челн.
- Ассонанс – повторение одинаковых гласных звуков.
Пример:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.