Найти тему
Мирай Честер

Средства художественной выразительности в литературе

Все мы знаем, что без художественных средств наша речь была бы абсолютна неинтересна собеседнику. Тебя, наверное, мучают слова паразиты: типа, ну, лол, короче, кек, как бы, так вот, допустим и т. п.? Специально для таких людей были созданы средства художественной выразительности.

Эти «тропы-помощники» помогут вам:

1. Украсить речь до неузнаваемости.

2. Забыть навсегда о словах паразитах.

3. Пополнят ваш словарный запас.

P. s. ребятам, которые будут сдавать ЕГЭ по литературе, так же нужно знать эту тему!

Эпитет – это определение, которое подчёркивает в нашей жизни какую-либо существенную черту.

Чем может выражаться:

  • В роли прилагательного: (золотая осень).
  • В роли существительного: (девица красавица).
  • Глагольная форма: (поющий костёр).

Используя их в своей речи, мы создаём целую картину, которая представляет предмет более выразительно, ярко, поэтично. В этом смысле эпитеты похожи на одежду, которая, что-то подчёркивает и делает человека привлекательнее. Эпитет словно наряжает «голое», он уточняет его значение и выражает определенную эмоциональную окраску. Без них наша речь сейчас не была так обширна и красива. Скорее мы бы разговаривали на «скучном» языке без эмоций.

Пример: легкомысленная молодость, волчья тоска, звонкий поцелуй.

Метафора – это слово или выражение в переносном смысле. Она нужна для того, чтобы быстро передавать смыслы сложных объектов людям, незнакомым с ними.

Примеры: твёрдость характера, загрузить в облако, в саду горит костёр рябины красной.

Олицетворение – это наделение неодушевлённых предметов живыми качествами.

Примеры: и дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал; весна – прекрасное дитя, рояль мог петь.

Сравнение – это художественный приём, при котором сравнивается один предмет с другим. Они всегда выделены запятыми в тексте.

Маркеры: как, будто, словно, точно, подобно.

Примеры: в этом райском уголке мы оказались, словно в сказке; глаза, как небо, голубые, хорошо и тепло, как зимой у печи.

Гипербола – это преувеличение.

Примеры: реки крови, вечно опаздываете, горы трупов, сто лет не виделись.

Литота – это преуменьшение.

Примеры: ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка; мальчик с пальчик, рукой подать, я на секундочку.

Оксюморон – это сочетание слов с несочетаемым.

Примеры: горячий снег, бесконечный тупик, страшно красивый.

Ирония – это скрытое осмеивание.

Примеры: отколе, умна, берёшь ты голова?

Метонимия – это перенос смежности. (Средство для ленивых).

  • Когда упоминается имя автора, но не называем его название произведения и т.п.

Пример: читал Пушкина.

  • Замещение содержимого содержащим (вместо того, чтобы произносить множество имён людей – заменить одним словом).

Пример: аудитория замолкла.

  • Замещение предмета материалом, из которого он сделан.

Пример: на золоте едал.

СИНЕКДОХА – это разновидность метонимии, часть взамен целого.

Пример: эй, Борода!

Гротеск – это преувеличение на грани фантастики (то, чего не может быть в жизни). Для сатирической направленности.

Пример: голова-органчик, Угрюм-Бурчеева.

Перифраз – это иносказательно описание предмета или явления без прямого названия.

Пример: царь зверей (имеется лев).

Аллегория – это иносказание, выражение абстрактного понятия через конкретный образ. Аллегория образами выражает какое-либо понятие.

Так, например, в баснях Крылова смерть изображается в виде скелета с косой, трусость обозначается через зайца, хитрость через лису.

Звукопись – это повтор определенных звуков.

Она делится на два вида:

  • Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков.

Пример:

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется.

Чуждый чарам черный челн.

  • Ассонанс – повторение одинаковых гласных звуков.

Пример:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.