Найти тему

Как люди лечили свои души до появления психологии как науки? Исповедь или психотерапия?

К данной статье можно отнестись скептически и спорно, но при этом думаю, что сама тема очень важна и актуальна для многих из нас,так как она затрагивает  духовные и психологические аспекты жизни современного человека, его природы.

Не секрет, что на протяжении многих лет, со дня существования психологии - как науки, конфронтация между религией и психологией была открытой и борьба за душу человека, в отношении психологического здоровья и нравственности была больше со стороны церкви, тогда как "психология" постепенно,на правах "новичка", но уверенно шла на пути своего развития не претендуя на духовность, тогда как религия, эту опасность со стороны психологии существенно ощущала.

Но в современных реалиях, мы видим совсем другую картину, в которой конфронтация сошла на нет и психология живёт своей жизнью, а религия своей и в каком-то смысле, живут очень даже слаженно (многие священники получают психологическое образование).

И все же, многие из нас придерживаются своих убеждений,одни коррелируют взаимосвязь духовного и психологического  (влияние одной сферы на другую) , а то и вовсе крепкую "неотъемлемую" взаимосвязь .

Другие ,  испытывают внутренний конфликт в отношении этих двух сфер в своей жизни и он может быть вполне  обоснован, так как психология больше направлена на свободу от чувства греховности, как на проявление невротической вины. А религия наоборот, направляет человека обратить внимание на свою духовную жизнь и греховность, которая не дает человеку стать лучше и счастливее.

Но в любом случае, лечение "души " в современном обществе - происходит в двух направлениях - психологическом и духовном и это реальность нашей жизни, в которой каждый выбирает свой путь.

Стоит отметить, что в начале зарождения психологии как науки, многие великие психологи, такие как З. Фрейд, К. Юнг и др. , были очень хорошо знакомы с религией и  в какой-то степени (во всяком случае, в начале психологической деятельности), рассматривали природу человека исходя из религиозной и духовной точки зрения. Ведь чтобы изучить психику человека, нужно было окунуться и в духовный мир и культурно-исторический, который безусловно связан с духовными корнями.

Иначе, создавать свои великие базовые теории, на которых строится современное психологическое образование, было бы практически невозможно.

И исходя из вышесказанного, хочу затронуть еще один важный момент, а именно, что было до психологии - как науки (а это было не так давно 1879 г., всего 143 года назад), как люди лечили свои души тысячелетиями... ?

Приведу два отрывка из книги К. Г. Юнга Проблемы души нашего времени :

"Предшественницей всякого аналитического лечения души является исповедь."
"Если при этом скрытое от других осознается, то ущерб, несомненно, меньше, чем в обратном случае, то есть когда сокрытое вытеснено. В этом последнем случае скрытое содержание не хранится больше сознательно в тайне, а утаивается даже от самого себя; оно отщепляется в виде самостоятельного комплекса от сознания и ведет в области бессознательной души существование особого рода, недоступное сознательному вмешательству и коррекции."

Я думаю, мысль понятна, которую хотел донести до нас К. Г. Юнг.

Простыми словами, если мы, например, пережили травмирующий опыт или имеем в себе то, что "мучает" нас, какой-то внутренний конфликт - то нам необходимо это сказать вслух "кому-то", проявить чувства, эмоции и пережить... и это лучший вариант, чем если бы наше сознание вытеснило все это  в бессознательный уровень психики.

Что чревато последствиями неврозов, а также проявлением непродуктивных защитных механизмов психики, что явно может отразиться на качестве нашей жизни.

Из этого, мне хотелось бы задать вам, дорогие читатели данной статьи, вопрос.

Знакомы ли вы с исповедью?

Как вы считаете, можно ли соотнести исповедь у священника с психотерапией по принципу высвобождения или получить какую-то пользу для нашей психики?

Хочу попросить выразить вас свою точку зрения, в  отношении религии (духовности) и психологии.

И сразу хочу выразить свою.

Я знакома с исповедью, с духовной жизнью и частично с православными канонами.

И считаю, что существует корреляция между духовным и психологическим, думаю, что психологическое здоровье человека, зависит  от его духовной составляющей  (включая все добродетели-доброта, честность, сострадание, милосердие, эмпатия, дружелюбие, порядочность, человечность, относительная жертвенность и т. д. ), но не исключаю, что есть и свои тонкости в этих "добродетелях", которые могут оказывать негативное (невротическое) воздействие на человека (например, если брать во внимание внутренние конфликты структур психики по З. Фрейду). Но опять - таки это тонкости, за которыми могут стоять другие подводные камни, в чем и помогает психология.

При этом, в своей работе, я отношусь безоценочно к личности человека, не разделяю его поступки на плохие или хорошие. Но могу наблюдать эту связь и закономерность, которая несет за собой определённые последствия или влияние на личность.

И это не значит, что если человек не верующий, то он не имеет духовности или плохой, так как считаю, что плохих людей вовсе не бывает, как говорят педагоги о своих воспитанниках :" плохих детей не бывает, бывают плохие поступки",такого же мнения придерживаюсь и я))

Но и поступки других, я не оцениваю,я их рассматриваю вместе со своими клиентами и вместе , мы пытаемся понять, что за этими поступками кроется, какие именно мотивы и причины.

-2

#психология #психология жизни #советы психолога #саморазвитие #осознанность #психоанализ