Найти тему

Дом связи. Старый Свердловск.

Оглавление

Здание по улице Ленина, 39 является одним из самых показательных памятников советского конструктивизма 30-ых годов, где на первый план выходила функция, определявшая архитектурные особенности конструкции. Главпочтамт, так называемому, функциональному методу полностью соответствовал, подразделяясь на ярусы, которые выполняли свои, отдельные друг от друга задачи.

Главным композиционным элементом фасада стал девятиэтажный, вертикальный, выступающий объем центральной лестничной клетки, остекленный сплошным витражом. Этот выразительный композиционный элемент объединил вертикальный восьмиэтажный угловой объем и шестиэтажный горизонтальный. Вертикальный объем в верхней части подчеркнули светопроемы, а в нижней — высокий угловой балкон, который одновременно являлся козырьком главного входа. На фронтальной плоскости балкона имелась надпись: «Почта, телеграф, телефон».

Плоскость фасада горизонтального объема разделили по высоте на две части. В верхней расположились два яруса узких, вертикально вытянутых окон, которые освещают производственные, административные, культурно-просветительские помещения и радио-студии. А в нижней — ленточные окна, где располагался детсад.

История постройки.

Первые годы после Октябрьской революции ситуация с почтовым делом в Екатеринбурге сильно ухудшилась. Лишь после Гражданской войны и послевоенного восстановления народного хозяйства объёмы почтовых перевозок начали немного расти. В промежутке с 27-30 года на Урал хлынул поток обедневших от коллективизации крестьян: десятки, сотни тысяч рабочих ехали строить заводы-гиганты на Уралмаш, Эльмаш и тд. В связи с этим, объём пересылаемых почтой писем, посылок, газет и журналов резко возрос, встал вопрос о строительстве нового, современного, технологичного здания почты, которое могло решить сложившийся коллапс и стать полной заменой старым почтовым отделениям.

Проект будущего «Комбината связи» представили свердловчанам в конце 1929 года в рамках обсуждения плана застройки площади Труда. Главным архитектором проекта стал К.И. Соломонов - молодой, амбициозный архитектор, совсем недавно окончивший МВТУ, а соавтором стал В.Д. Соколов, выполнявший привязку проекта к местности и разработку интерьеров здания. Будущее п-образное здание Главпочтамта планировалось построить на месте двух бывших купеческих домов, сделав его главной доминантой застраивавшейся в то время площади.

«Дом связи» строился около трех лет, и по причине больших расходов на капстроительство был недостроен, из плана пришлось убрать примыкающее здание клуба работников почты. Кроме почты, здесь разместили телеграф, переговорный узел телефонной связи, (Даже получилось телефонизировать соседние жилые здания) и контору «Центропечати», занимавшейся распространением центральных СМИ, агитационной и партийной литературой.

В семиэтажном здании было шесть основных лестничных маршей. Эти лестницы асимметричны и ведут на разные этажи, причём не по порядку: по одной из лестниц с первого этажа можно было подняться сразу на третий, минуя второй; другая лестница вела с третьего этажа на шестой. Но как попасть, например, с третьего этажа на четвёртый, никто поначалу не знал. Оказалось, кроме основных лестничных маршей, этажи между собой соединяются скрытыми винтовыми лестницами (Так же в список особенностей входили странные планировки этажей и даже застекленная крыша, которая позволяла уменьшить расходы на электроэнергию). Такие запутанные маршруты первое время озадачивали новых работников почты, которым приходилось записывать свой путь в блокнот, чтобы потом не плутать по коридорам комбината. Тут как раз отчетливо проглядывается функциональный метод, о котором писалось ранее.

Улица Ленина.
Улица Ленина.

Военное и послевоенное время.

Свою работу здание связи выполняло и во время Великой Отечественной войны, развозя почту трамваями, так как вся почтовая техника была мобилизирована для нужд фронта (Так же продолжал работать детсад на нижних этажах Дома связи). Въезд трамвая во двор Главпочтамта был устроен со стороны улицы Толмачёва, где прежде имелась трамвайная ветка, которую после войны закрыли за ненадобностью, так как была построена новая, на улице Луначарского (до 1929 года — Васнецо́вская, Васенцо́вская).

Трамвай, выезжающий с улицы Толмачева на улицу Ленина.
Трамвай, выезжающий с улицы Толмачева на улицу Ленина.

В 50-х и начале 60-х годов Главпочтамт «включился» в борьбу с «идеологически вредным влиянием Запада». На его стенах несколько лет подряд, раз в неделю вывешивалась городская настенная газета «Комсомольский вездеход», высмеивая и осуждая «подражателей буржуазной моде и капиталистическому образу жизни» — так называемых «стиляг». Испортить такие стенгазеты было сложно: они вывешивались довольно высоко, к тому же рядом с Главпочтамтом всегда дежурил милиционер в «стакане».

-4

Наше время.

Здание почты на протяжении своего почти столетнего существования ни разу не сменила основную функцию почтовой службы, даже после множества капремонтов и перепланировок, в результате которых здание лишилось многих своих оригинальных деталей внутреннего интерьера (С прежних времён сохранилось немногое — оригинальная потолковая лепнина, люстры и статуя Ленина).

-5

-6

Благо внешний вид здание с тех времен не особо поменялся, даже после стольких современных реконструкций, и это несомненно хорошо.

В настоящее время «Почта России» занимает все семь этажей екатеринбургского Главпочтамта (только на пятом этаже с почтальонами соседствуют специалисты Роскомнадзора). В цокольном этаже отправляют и получают посылки; первый этаж отдан под клиентские залы, второй и третий этажи занимает руководство екатеринбургского почтамта. На четвёртом, половине пятого и шестом этажах работают специалисты управления почтовой связи. Седьмой этаж оборудован под  учебные классы для операторов.

-7

В дальнейшем я надеюсь продолжить рассказывать о зданиях Свердловска в стиле конструктивизма, благо, наш город в советское время стал одним из центров этого архитектурного направления, поэтому тем для статей у меня будет предостаточно.