У меня хорошие отношения с едой, но и про пищевые расстройства я знаю (изучала, и одна близкая подруга страдает всю жизнь). Поэтому я считала очень важным привить дочери хорошие привычки и при этом чтобы без пищевого давления.
Что я делала в первый год жизни?
Я без фанатизма, без подсчета четвертьложечек, без графиков, дневников и отчетов, вводила прикорм. Спрашивала знакомую, живущую в Европе, какие рекомендации дают у них. Старалась дать попробовать разные вкусы и максимальное разнообразие продуктов на первом году жизни. Заодно дала попробовать все возможные аллергены, потому что их раннее появление в рационе как раз помогает от аллергии в будущем. Не включала мультики за едой.
В 10 месяцев – 1 год моя дочь ела так, что кормить ее было самым большим удовольствием бабушки. Она ела ВСЕ. Не то что много (она и сама миниатюрная девочка, меньше нормы), но с удовольствием. Она ела даже то, что обычно дети не любят. Печень, рыбу на пару, пюре из брокколи и брюссельской капусты, суп из тыквы. Я торжествовала, я все сделала правильно!
Ха, ха.
Что мы имеем сейчас. Из всего списка продуктов дочь ест наименований 5. Причем набор постоянно меняется - одно прибывает, другое убывает в категорию несъедобного.
Но даже если обед из этих продуктов, может отказаться от еды по следующим причинам:
- Слишком горячее (дать остыть не вариант, и после этого есть не будет)
- Слишком жидкое, не ест никакой суп, даже суп-пюре на сливках, и никакие подливки, и то, что лежит в подливке
- Не тот способ готовки, непривычная форма кусочков, вообще непривычный вид. Новые продукты не пробует
- Может, не пробуя, говорить, что это горькое, а это кислое
- Просто без причин не ест, хотя полчаса назад просила именно это и до этого ела 5 часов назад
Я хорошо готовлю, по классическим канонам. Не допускаю «хозяюшкины рецептики с секретиком», типа черной икры из перловой крупы. Я училась готовить по Вильяму Похлебкину, это признанный авторитет в кулинарии! Мама (бабушка) готовит - просто космос. Без толку.
Я не заставляю есть, не даю перекусов. Разрешала оставаться без еды, выходило и до целых суток. Причем даже на отдыхе, где было много активности на воздухе.
В детсаду принимают нашу проблему, мы договорились, что есть не заставляют, там ест точно так же плохо.
Она не ест даже картофельное пюре и картошку фри, наггетсы, сырники (домашние), молочный «киндер шоколад», домашние торты с кремом, любые десерты в любом кафе, черешню и душистую сладкую краснодарскую клубнику. Самые вкусные, сахарные арбузы, какие только можно было предложить, и ароматные дыни она даже не соглашалась пробовать.
Сейчас вопрос еды у нас сложный, всех расстраивающий. Я стараюсь относиться ровно, при принципу, что еще никто от голода не помер перед тарелкой, но все равно такое никого не обрадует.
И вот чем дольше я живу, тем больше убеждаюсь, что с воспитанием в целом примерно так же. Ни один родитель не воспитывал детей специально, чтобы они отличались от него по убеждениям. Чтобы они стали его идейными противниками. Или чтобы они делали плохое. Или чтобы братья и сестры в одной семье враждовали.
Дети вырастают не только отличающимися от родителей. Но и совершенно разными даже в одной семье. Мой первый муж из многодетной семьи – у него 5 братьев и сестер. Все не просто отличаются, а совсем противоположные. Все искренне не понимают, глядя друг на друг друга: ну как так можно жить?
Поэтому, друзья, меня так смешат (и одновременно настраивают на философский лад) эти комментарии: А вот детям надо объяснить! А вот детям надо говорить! А вот детям надо каждый день повторять! А вот десять обязательных фраз на каждый день по три раза! А вот я! А вот мы! А вот у нас!
Да никакие «у вас» могут не сработать.
Почитать еще: