Найти тему
Край Смоленский

Монастыри Смоленщины: Иоанно-Предтеченский монастырь

Фото: Дмитрий Вяземский, www.ioannopred.pravorg.ru/gallery/
Фото: Дмитрий Вяземский, www.ioannopred.pravorg.ru/gallery/

Среди смоленских монастырей одним из самых примечательных и значимых является Иоанно-Предтеченский монастырь, расположенный в городе Вязьме.
Основателем этой древней обители стал выдающийся подвижник веры, преподобный Герасим, Болдинский Чудотворец. Стоит напомнить, что незадолго до появления Герасима на Смоленской земле Московское государство отвоевало у Великого княжества Литовского вначале Вязьму в 1493 году, затем Дорогобуж в 1500 году, а в 1514 году и Смоленск. Присоединение к крепнущей Московской Руси Смоленских земель требовалось закрепить не только силой оружия, но и духовно. Эту важнейшую задачу и выполнял своим подвижничеством инок Герасим. Если Смоленск изначально был выдающимся центром православия в верховьях Днепра, то окраины бывшего Смоленского княжества еще нуждались в духовном укреплении.

Фото: Дмитрий Вяземский, www.ioannopred.pravorg.ru/gallery/
Фото: Дмитрий Вяземский, www.ioannopred.pravorg.ru/gallery/

В Вязьме преподобный Герасим основался не в самом городе, а в его юго-западном предместье, вблизи речки Бебри. Из жития преподобного известно, что сие пустынное место близ города было облюбовано всевозможным преступным людом. Здесь велась незаконная продажа вина, игра в карты. Герасиму удалось выгнать разбойных людей из окрестностей Вязьмы и в 1543 году построить первый монастырский храм во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, от которого монастырь и получил свое название – Иоанно-Предтеченский. После укрепления новой обители, Герасим назначил ее игуменом своего ученика Симеона, а сам отправился учреждать новые монастыри.

-3

Наречение Вяземского монастыря Иоанно-Предтеченским не случайно. Иоанн Предтеча – первый мученик и аскет христианства. Он принял смерть за свою веру через усекновение главы. И его глава стала символом предстоящего торжества христианства, жертвой во имя будущей победы истинной веры. К этой христианской символике добавлялись более древние представления о голове, как символе власти. Отрубленная и обретаемая голова – это пророчество о будущем торжестве власти, государства. Крепнущая Московская Русь стала претендовать на особую роль в христианском мире. Москва в конце XV века, когда Константинополь пал под ударами турок, осознала себя «третьим Римом», столицей всемирного православного царства. И в основании этого царства должна быть положена символическая жертва – глава Иоанна Предтечи. Таким образом, основывая на недавно присоединенных к Москве смоленских землях монастырь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, преподобный Герасим проповедовал о грядущем торжестве и величии Московской Руси, о всемирной победе православия.
Стоит еще добавить, что активизация идей и культа Иоанна Предтечи в Московской Руси имела и конкретную причину. Иван Васильевич – будущий царь Иван Грозный – родился 25 августа 1530 года, незадолго до 29 августа, праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи. Летопись так и сообщает: «наречен бысть Иван, усекновения честныя главы». Этим обстоятельством на последующие десятилетия было усилено почитание Иоанна Предтечи и его усеченной главы. Множились храмы в честь Усекновения главы, и монастырский храм в Вязьме был в числе этих церквей. Любопытно, что и сам первый русский царь Иван Грозный посетил Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь в 1566 году. Так сошлось воедино символическое и конкретное, возвышенное и земное.
Иоанно-Предтеченский монастырь стал оплотом православия во всей восточной Смоленщине. Иноки обители в XVI веке, предположительно, основали ряд монастырей, как в Вязьме, так и во всей сельской округе.
Монастырь богател за счет пожалований земельных вотчин и своей собственной экономической деятельности. Особую роль в возвышении монастыря имел его щедрый покровитель Борис Годунов. Сам Борис был выходцем из вяземских дворян, можно с большой уверенность предполагать, что и родился он вблизи Вязьмы в селе Федоровском, где позднее основал монастырь в память своего отца. Большое историческое исследование по этой теме провел вяземский краевед Алексей Пугачев.
Своим названием Иоанно-Предтеченский монастырь символически провозглашает грядущее торжество Московского православного царства. Таким образом, судьба обители оказывается неразрывно связанной с судьбой самого государства. Эту духовная связь и определила историю монастыря.

-4

Смутное время, ставшее потрясением самих основ российской государственности, тяжелейшим образом отразилось и на Иоанно-Предтеченском монастыре, который был дотла разорен польскими отрядами.
С заключением в 1618 году Деулинского перемирия с Речью Посполитой началось постепенное возрождение обители. В 1621 год царь Михаил Федорович пожаловал монастырю ряд вотчин, доходы с которых пошли на восстановление монастырский зданий.
Во второй половине XVII века монастырь отстроился в камне. В популярной и даже научной литературе утвердилось ошибочное мнение, что в 1630-е гг. в Иоанно-Предтеченском монастыре возводится каменная Одигитриевская церковь, в 1650-е – каменная же Вознесенская. Смоленский историк А.Т. Смирнова установила, что на самом деле Одигитриевский храм был построен в 1670-е годы. К концу XVII века перестроена в кирпиче и Вознесенская церковь.
Таким образом, соборный храм Иоанно-Предтеченского монастыря с возведением каменной церкви сменил имя главного престола. Образ Одигитрии особо почитался во всей Смоленской земле, был он очень значим и для Вязьмы, где в каждом храме города были иконы Одигитрии.
В последующие годы Иоанно-Предтеченский монастырь также был тесно связан с деяниями Российского государства. С началом Петровского просвещения народа здесь располагалась школа для детей духовенства и приют для увечных воинов и нищих. Значительные земельные вотчины, которыми владел монастырь, делали эти затраты не обременительными. К 1750 году в собственности монастыря было до 3 тысяч душ крестьян мужского пола. Количество монашествующей братии достигало ста человек. Но в 1764 году по указу Екатерины II российские монастыри лишились своих земельных вотчин, земли с крестьянами перешли в собственность государства. На содержание монастырей из казны стали отпускать небольшие суммы. Началось материальное оскудение. Количество монахов в монастырях резко уменьшилось.
В 1812 году Иоанно-Предтеченский монастырь подвергся разорению французов. Убыток монастырю достигал 40 тыс. рублей серебром. Соборный храм Одигитрии был вновь освящен только в 1837 году.
Установление богоборческой советской власти привело к закрытию в августе 1929 года Иоанно-Предтеченского монастыря. Впоследствии в его зданиях размещались спичечная фабрика, цеха общества слепых, пивоваренный завод.

Фото: Дмитрий Вяземский, www.ioannopred.pravorg.ru/gallery/
Фото: Дмитрий Вяземский, www.ioannopred.pravorg.ru/gallery/

В годы Великой Отечественной войны ансамбль монастыря был сильно поврежден, часть зданий утрачена. Реставрация церкви Одигитрии началась в 1962 году по инициативе и проекту выдающегося реставратора П.Д. Барановского. И ныне возрожденный Одигитриевский храм является одним из самых красивых и нарядных не только на Смоленщине, но и во всей православной Руси.
В июне 1990 года решением Священного Синода Вяземский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь был вновь открыт. В 1991 году митрополитом Кириллом был освящен храм Вознесения Господня.
В 1995 г. монастырь преобразован в женский. 12 августа 2001 года митрополитом Кириллом был освящен главный престол храма Одигитрии.

Фото: Дмитрий Вяземский, www.ioannopred.pravorg.ru/gallery/
Фото: Дмитрий Вяземский, www.ioannopred.pravorg.ru/gallery/

И само возрождение Иоанно-Предтеченского монастыря, и его преобразование в женский, в какой-то мере, является отражением судьбы Российского государства и самой России.

Источник: официальная группа научно-популярного журнала "Край Смоленский" https://vk.com/kraismol

Автор: Юрий Шорин

Не стесняйтесь подписываться на канал «Край Смоленский». Обещаем вам много интересных и достоверных исторических материалов.

Если материал вам понравился, не забудьте поставить дружеский лайк.